Последний шанс на справедливость: как новые суды в Казахстане меняют правила игры

Ильяс Бахыт
Коллаж Ulysmedia

Судебная система Казахстана не осталась в стороне от реформ. Оно и понятно, слишком много жалоб на приговоры, сомнения в независимости и честности судей и, собственно, в качестве казахстанского правосудия. А в последние пару лет судьи вообще стали попадать в орбиту уголовного преследования, что явно не повышает доверия в целом к системе. Вообще судебная реформа была объявлена еще десять лет назад, но только сейчас начали происходить изменения, которые дают надежду, что слова «верховенство закона» в Казахстане перестанут быть пустым звуком. Ulysmedia.kz разбирался, почему добиться справедливости казахстанцам станет проще.

СУДЫ НОВЫЕ, СУДЬИ ПРОВЕРЕННЫЕ

Одно из наиболее ярких изменений в судебной системе - создание кассационных судов, которые начали работать с 1 июля. Если не вдаваться в юридические тонкости, то кассация - это последний шанс для проигравших суды всех предыдущих инстанций. Ранее кассационные жалобы рассматривались в Верховном Суде, и это создавало ряд барьеров, которые по сути, ограничивали право казахстанцев на правосудие. Основанная проблема заключалась в том, что все жалобы проходили неестественный отбор. На профессиональном жаргоне юристов это называлось «предбанник», то есть решение, будет ВС заморачиваться кассацией или нет, единолично принимал один судья. При таком подходе отказов было более чем предостаточно, ну а так как ВС это последняя инстанция, несогласным с приговором оставалось разве что ехать в Гаагу, в международный суд.

Теперь ситуация изменилась, созданные кассационные суды будут рассматривать все жалобы, за редким исключением. И как заверил член Высшего Судебного Совета (ВСС) Ерлан Айтжанов, в состав этих судов вошли исключительно незапятнанные профессионалы.

  - Всего для участия в конкурсе поступили документы от 334 претендентов, из которых допущены к конкурсу 170, соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям. Из них рекомендованы на должности судей кассационных судов по гражданским делам 37 претендентов, по уголовным делам - 20, по административным делам 18 претендентов. Из 75 человек 9 – занимали руководящие должности в областных судах. По уровню образования, помимо обязательного высшего юридического образования, трое имеют степень кандидата юридических наук, 7 – являются магистрами юриспруденции, - сказал Айтжанов на брифинге в СЦК.

Он также подчеркнул, что критериями обора стали не только практический опыт и судейский стаж, но и качество работы с учетом сложности ранее рассматриваемых дел, безупречность репутации и отзывы общественности, включая соцсети и публикации в СМИ. В общем, заверил Айтжанов, кассационные суды представлены лучшими из лучших.

НАБРАЛИ ПО ОБЪЯВЛЕНИЯМ…

Еще один член ВСС Салтанат Жунуспекова сообщила, что судебной системе в целом не хватает порядка 350 судей, и это совсем не потому, что появились какие-то барьеры для желающих стать судьей.

  - Введена дополнительная проверка по базам данных правоохранительных и специальных органов. Она позволяет определить возможную причастность кандидатов к противоправной деятельности — отмыванию преступных доходов, участию в радикальных группах, наркочатах, незаконных азартных играх, теневому обороту цифровых активов и другим рискам. Результат: если ранее экзамен успешно проходили около 50% кандидатов, то сейчас — только 20%. Это говорит не о снижении доступности, а о повышении качества отбора: остались те, кто действительно профессионально и морально готов к роли судьи, - сказала Салтанат Жунуспекова.

Подобное ужесточение процедуры отбора кандидатов в судьи говорит не только о том, что теперь, возможно, казахстанцы действительно могут рассчитывать на «верховенство закона». Ведь получается, что ранее в судейские ряды могли проникнуть и нечистые на руку граждане. Может поэтому доверие к судебной системе находится не на самом высоком уровне? Но пока нет информации, что ВСС собирается прогнать кандидатов по базам правоохранительных и специальных органов. Возможно, что чистка судейских рядов еще впереди.

ЧТО НЕ ТАК С РЕФОРМОЙ

Насколько кассационные суды станут эффективной защитой для казахстанцев от судейского произвола, еще предстоит узнать. Но уже сейчас можно констатировать, что доступ к высшему правосудию все-таки не для всех. Например, ранее кассацию не могли подать осужденные по уголовным преступлениям небольшой тяжести. Но судимость - это пятно на биографии, даже если это «небольшая тяжесть». И если человек считает себя осужденным несправедливо его, по сути, лишили права быть выслушанным судом, что, между прочим, закреплено в Конституции. И эту норму реформа пока не затронула.

В случае гражданского дела тоже есть ограничения на кассацию, все зависит от суммы ущерба. И как отметил Ерлан Айтжанов, это ограничение сохранится минимум до 2027 года. А там будут смотреть на статистику и нагрузку кассационных судов. Может отменять, может нет. И, кстати, пока не известно, что будет, когда новые суды начнут отменять решения нижестоящих судов за грубые нарушения. О санкциях к судьям, допустивших ошибку пока тоже ничего неизвестно. Впрочем, есть еще одна большая проблема в судебной системе Казахстана, это декларируемая, а не реальная независимость судов. Ранее на вопросы от кого зависят судьи и почему закон перестал быть превыше всего, адвокат Мурат Адам заявил, что с введенем кассационных судов Верховный суд утратит свою главную функцию – вершить правосудие.