×
518.68
600.27
6.58
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.68
600.27
6.58

На пепелище: почему каждый год в Казахстане гибнут дети в пожарах

Сегодня, 08:25
На пепелище: почему каждый год в Казахстане гибнут дети в пожарах
Ulysmedia.kz

Под утро 18 ноября в селе Алгабас Туркестанской области вспыхнул пожар. Крыша рухнула за считанные минуты. Двенадцать человек сгорели заживо, девять из них — дети от четырех до 21 года из одной большой семьи. Решетки на окнах отрезали последний путь к спасению. Семья отмечала сундет-той, сначала в ресторане, потом дома. Власти выразили соболезнования, а акиматы получили поручения усилить контроль. В очередной раз.

А общество в очередной раз не может понять: почему пожары в жилых домах ежегодно уносят жизни сотен юных казахстанцев? Кто виноват в том, что трагедия повторяется из раза в раз, но в разных регионах страны?  Ulysmedia.kz попытался найти ответы на эти вопросы.

Цифры, от которых холодеет кровь

Огонь безжалостен, он забирает целые семьи.

Но еще чаще – только детей, потому что в самый страшный момент родителей рядом с ними нет.

Особо пристальное внимание к этой проблеме приковано с 2019 года, когда в пожаре погибли 5 сестер Ситер. Трагедия потрясла Казахстан.

По всей стране прошли митинги многодетных матерей, был создан Совет по защите прав детей, в задачи которого входит поддержка многодетных семей. Но судя по статистике, Совет работает в лучшем случае на бумаге.

Потому что аналогичные трагедии с тех пор происходят регулярно.

Вот только самые известные из них:

В феврале 2021-го в Жанатасе от пожара погибли также пятеро детей, один родитель был на работе, другая — в магазине.

В октябре 2024-го в Житикаре погибли еще пять. Мать тогда ушла к знакомому, а  отец находился в тюрьме. По данным следствия, причиной возгорания стала оставленная без присмотра печь.

В ноябре 2024 года в Астане заживо сгорели четверо детей.

В январе 2025 года в селе Ступинка района Шал акына Северо-Казахстанской области сгорела семья — многодетный отец и четверо детей. Мужчина воспитывал детей один, супруга умерла несколько лет назад.

В июне 2025 года в селе Жымпиты Западно-Казахстанской области сгорел частный жилой дом. Пятеро детей от двух до шести лет были найдены без сознания с признаками отравления продуктами горения. Врачи не смогли их спасти. Предварительно установили, что дети погибли от отравления угарным газом. Родителей в доме не было.

Родители виноваты, система в порядке?

Чиновники охотно перекладывают все это время ответственность на родителей. В 2019 году, на тот момент экс-вице-министр труда Светлана Жакупова на вопрос журналистов, почему многодетным родителям приходится работать ночами, заявила, что это «выбор самих родителей».

Вот только сами родители могут многое рассказать о выборах, которые стоят перед ними каждый день: провести время с детьми или заработать лишнюю копейку на прокорм тех же детей? Выйти ночью мыть пол в магазин или за прилавок встать на целый день? Они прямо говорят, что оставляют детей одних не от безответственности, а от нищеты. В государственных садах нет мест, а частные детсады стоят от 65-70 тысяч тенге. Нанять няню большинство казахстанцев не может, а работать надо — иначе семью не прокормить.

19 ноября 2025 года вице-премьер Серик Жумангарин сообщил, что вопрос о повышении минимальной зарплаты правительство планирует рассмотреть только в 2027-2028 годах. Не повысить, а лишь рассмотреть. Пока дети горят, государство говорит, что подумает о зарплатах через пару лет, если вообще подумает.

В декабре 2024 года детский омбудсмен Динара Закиева предложила запретить оставлять без присмотра детей младше 12 лет. Кто заплатит за такую роскошь – правозащитница не уточнила.

Порочный круг решеток и безденежья

Независимый правозащитник Евгений Цай из Астаны руководит общественным объединением «Камкорлык» и более 25 лет защищает права детей. Трагедию в Алгабасе он называет системной проблемой.

- Даже в гибели этой, по всем меркам благополучной семьи, есть фактор тотальной бедности населения. Почему люди устанавливают решетки на окнах? Не от того ли, что в стране высокий уровень преступности? И, чтобы от нее уберечься, надо ставить решетки, - говорит Цай.

По его мнению, высокая преступность заставляет ставить решетки, решетки отрезают путь к спасению при пожаре, а преступность не падает, потому что дела покрываются или списываются.

— Из десятков, сотен уголовных дел, что мы защищали в судах, только в трех случаях я отметил для себя, когда не было сокрытия преступлений в отношении детей, — рассказывает правозащитник.

Он также категорически выступает против карательного подхода в отношении родителей.

— Сейчас государство приняло такую позицию, что за все провинности надо наказывать и штрафовать население.  Но это самая неэффективная мера, которая может быть. Еще никогда наказание не меняли человека. Хочешь, чтобы дети жили, чтобы мама не работала, чтобы не оставляла своих детей, во-первых, учи ее. Учи ее знаниям, пониманию. А во-вторых, помоги ей. Можно это сделать? При таком количестве людей, при таком благосостоянии страны, мы не можем помочь этим родителям, что ли? У нас всего хватает. Только надо меньше воровать, - говорит Цай.

По его словам, госсистема в Казахстане построена на страхе и наказании, а не на помощи и заботе. Пока государство занимается отчетами и соболезнованиями, каждый год гибнут сотни детей. Проблема не в отдельных трагедиях, проблема в том, что власть не хочет ее решать, потому что это требует денег, системных изменений, реальной работы, а не красивых слов.

Новости партнеров