×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

За что в Караганде инвалиды-колясочники обиделись на министра Светлану Жакупову

16.10.2023, 10:03
Коллаж Ulysmedia.kz

В начале октября в Караганде побывала с визитом министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова, которая анонсировала запуск пилотного проекта по созданию многопрофильных малых домов социального обслуживания в регионе, а также похвасталась успехами по части цифровизации социальной сферы.

  - Цифровизация государственных социальных услуг – первый шаг на пути к повышению качества жизни людей с особыми потребностями, - гордо заявила министр.

Однако все эти заявления карагандинцы с ограниченными возможностями, прикованные к креслам-коляскам, восприняли буквально «со слезами на глазах», поскольку для них та самая «цифровизация» сегодня ассоциируется со стрессами, неприятностями и ограничениями свободы передвижений. Корреспондент Ulysmedia.kz разбиралась в природе проблемы, пыталась поговорить с заинтересованными сторонами и вот что удалось выяснить.

А как хорошо всё начиналось!

В 2013 году карагандинцы-колясочники впервые получили возможность свободного передвижения по городу с помощью специализированного транспорта – инватакси. Оплачивали это комфорт за счёт бюджета. Причем Карагандинская область стала «полигоном» для запуска пилотного проекта, который позже был воплощен и в других городах Казахстана.

А в 2014 году возможность ездить на инватакси получили и инвалиды по зрению, а чуть позже – пациенты, нуждающиеся в диализе. Кстати, в августе 2014 года та же Светлана Жакупова, занимавшая на тот момент должность вице-министра здравоохранения и социального развития РК, вместе с председателем Карагандинского Центра реабилитации инвалидов «Лайықты өмір» Александром Ивкиным (который, к слову, был первым поставщиком услуг по перевозке карагандинских «колясочников» вплоть до марта 2019 года), публично объявили об успехе пилотного проекта.

На брифинге в Службе центральных коммуникаций Жакупова и Ивкин сообщили, что услуги инватакси стали пользоваться в Казахстане повышенным спросом в первый же год своего существования.

- На сегодняшний день у нас порядка 110 инватакси работают по всей республике и более 190 000 заказов было именно на услуги инватакси, — заявила тогда Светлана Жакупова.

- На развитие услуг инватакси по государственному социальному заказу выделяется порядка 90 млн тенге.

Александр Ивкин же отметил, что в Караганде количество специализированных машин доходит до 20 единиц, и, тем не менее, поставщик не справляется с количеством заказов.

По какой причине председатель Карагандинского общественного объединения инвалидов «Лайықты өмір», инвалид первой группы Александр Ивкин с марта 2019 года отказался предоставлять услуги инватакси инвалидам-пользователям колясок, доподлинно неизвестно. Он сослался на то, что суммы, выделенной на услуги спец. перевозки, недостаточно, чтобы покрыть все расходы. С марта по декабрь 2019 года из бюджета было выделено более 31 миллиона тенге, что должно было хватить на 10 008 часов поездок и составляло часовую стоимость инватакси в 1 700 тенге.

Действительно ли в 2019 году эта сумма была недостаточной, - сейчас трудно сказать. Но вот в 2020 году Александр Ивкин, который на протяжении нескольких лет был внештатным советником акима Карагандинской области по вопросам лиц с ограниченными возможностями, был осужден на 5 лет за мошенничество. В деле фигурировали 160 млн бюджетных тенге, которые 70-летний Ивкин, согласно выводам следствия, присвоил за счёт занижения стоимости часа работы индивидуального помощника с 279,54 тенге до 257,19 тенге и завышения количество отработанных ими часов.

Впрочем, это совсем другая история…

Пришла «цифровизация» в инватакси…

Несколько лет после ухода с рынка соцуслуг подрядчика ОО «Лайықты өмір» карагандинцы с первой группой инвалидности, пользующиеся для передвижения колясками, мучались с поставщиками. Потом ситуация, что называется, «устаканилась». В городе появилось инватакси.

- Мы тогда получили возможность не просто передвигаться по городу, а социализироваться, - со вздохом вспоминает мама и помощник инвалида первой группы Анастасии Неждановой - Галина.

- Нас возили в магазины, в бассейн, в парк, не говоря уж о вокзале и аэропорте. Всё было четко: за сутки даёшь заявку, и в назначенное время инватакси ждёт тебя у подъезда. Парни-водители были вежливые, помогали нам спуститься и разместиться в машине. Ведь машины для «колясочников» по правилам должны быть оборудованы специальными пандусами, инвалидная коляска для безопасности транспортировки должна быть закреплена в машине с помощью специального оборудования. Мы с дочкой почувствовали себя «белыми людьми» - полноценными членами общества.

Чувство полноценности закончилось для карагандинцев с особыми потребностями весной этого года.

- Дело в том, что с этого года в качестве опять же пилотного проекта, целью которого, помимо удобства для лиц с ограниченными возможностями, было более эффективное расходование бюджетных средств, внедрили цифровую систему «Онай» для инватакси, - рассказал общественник, член координационного совета Карагандинской области Жанибек Байтоков.

- И сама идея хорошая, я сам ратовал за её воплощение, но то, как она была реализована у нас, - просто не поддается никакой логике.

Поскольку для внедрения системы «Онай» нужно было «влезать» в электронику авто, перевозивших пассажиров с особыми потребностями, прежний подрядчик отказался от участия в конкурсе. И тогда на рынок социальных услуг Караганды пришёл новый подрядчик - корпоративный фонд «Ерекше тандау» и ОО «Они».

Есть деньги – нет машин?

Согласно договорам, заключенным отделом занятости и социальных программ Караганды с корпоративным фондом «Ерекше тандау» и ОО «Они», тендер на услуги инватакси был разыгран способом «из одного источника». По нему вышеупомянутый подрядчик выиграл два лота – на перевозку детей-колясочников на сумму 29 млн 183 тыс.

038 тенге и на перевозку колясочников старше 18 лет – на сумму 63 млн 708 тыс. 120 тенге. По сумме двух лотов – 92 млн 891 тыс. 158 тенге.

Вот за эту сумму алматинские общественники взялись весь год возить карагандинцев с ограниченными возможностями, пользующихся инвалидными колясками. Плюс ещё один лот был разыгран на операционное обслуживание системы «Онай». На это из бюджета было выделено еще 8 млн 050 тыс. тенге. Кстати, этот тендер достался филиалу опять же алматинской фирмы «Транспортный холдинг города Алматы» по Карагандинской области.

- Договоры между заказчиком – отделом занятости и соцпрограмм и подрядчиком – КФ «Ерекше тандау» и ОО «Они» были заключены в марте этого года, - рассказывает Жанибек Байтоков.

- Но услуги перевозки подрядчик начал оказывать в конце апреля. Ссылались на отсутствие офиса, машин, сотрудников. Казалось бы, заказчика такая степень готовности подрядчика к выполнению условий договора должна была насторожить. Ан нет.

- Когда мы стали возмущаться полной неготовностью перевозчика к выполнению своих функций, они были вынуждены найти здесь представителя и снять офис, - говорят карагандинцы с особыми потребностями.

Выборочный сервис

Офис администрации инватакси – это тема для отдельной главы. В двухэтажном здании подняться на второй этаж представительства можно только по винтовой железной лестнице.

Между тем, чтобы получить доступ к услугам инватакси, лица с инвалидностью должны предоставить перевозчику пакет документов, куда входят: заявление (в произвольной форме); копия удостоверения личности; заключение врачебно-консультационной комиссии; копия справки об инвалидности.

- Чтобы получить справку ВКК, мне нужно было отвезти дочь в поликлинику, - рассказывает Галина Нежданова.

- Я оставила заявку на вызов инватакси в ватсапе. Их операторы мне отвечают голосовым сообщением, что в заявке мне отказано, поскольку мы не принесли им справку ВКК. Я говорю: «Мы же и хотим съездить за справкой, без дочери мне ее не дадут. Отвезите нас, пожалуйста, мы получим справку и тут же вам отдадим». Но мне все равно отказали.

- Многие наши карагандинцы, передвигающиеся на колясках, не смогли подать документы просто потому, что не знают, как добраться в офис перевозчика на второй этаж по винтовой лестнице! – возмущается инвалид первой группы Александр Кравчук.

- И сам «сервис» с появлением этого поставщика стал всё больше сводиться к отказам. Я лично несколько раз получил отказ. В первый раз, когда хотел съездить на кладбище, навестить могилки родителей. Потом, когда попросил отвезти меня по городу на адрес в 16:00 и забрать домой в 23:00. В первом случае мне сказали, что кладбище не входит в перечень объектов и пунктов назначения для предоставления услуг инватакси. Во втором – что спецтранспорт работает только до 10 вечера.

- А нам из-за отказа перевозчика пришлось отказаться от поездки в санаторий, - со слезами на глазах привела свой пример Галина Нежданова.

- Получив путёвку, я купила билеты на поезд и заблаговременно вызвала инватакси. Они написали «Принято». Но когда подошел день поездки, я снова им написала - оператор ответила, что раз поезд отправляется в 01:20, то инватакси они нам не пришлют. Я проплакала весь оставшийся день, и мы так и не смогли поехать в санаторий.

Пахнет коррупцией?

- Вообще это полное нарушение техспецификации и условий договора! – отмечает Жанибек Байтоков.

- В перечень объектов и пунктов назначения для предоставления услуг инватакси входят: место работы инвалида, учебные заведения инвалида, местные представительные и исполнительные органы, суд, прокуратура, юридические консультации, нотариус, медицинские учреждения, организации, оказывающие специальные социальные услуги, объекты социальной сферы и, само собой, аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы.

Объекты социальной сферы включают в себя все общественные места – парки, кладбища, спортивные объекты, здания, имеющие адреса. И все прежние перевозчики это знали, и никогда нам не отказывали. А этот придумал свои условия.

Кроме того, по словам общественника, подрядчик по условиям техспецификации, должен принимать заявки только с помощью телефонных звонков – с сохранением записи разговора. А представитель КФ «Ерекше тандау» и ОО «Они» организовал приём заявок с помощью мессенджера.

- Для чего условием была выставлена запись звонков? Чтобы можно было отследить реальное количество заявок и выполненных поездок. Да и валидатор в инватакси устанавливался с этой целью. Заехал в бусик инвалид, провалидировал карточку «Онай», доехал до места назначения – снова провалидировал. Машина оснащена GPS-трекером. Никаких «левых» поездок быть не должно. Но поставщик услуг сломал эту схему. Карточки «Онай» они под разными предлогами собирают у тех инвалидов, кто не пользуется их услугами, заявки собирают с помощью сообщений в ватсап. Кто, скажите на милость, мешает им писать заявки самим себе? А потом совершать поездки, пользуясь карточками «Онай»? Вот здесь и прослеживается самая настоящая коррупционная схема, - объясняет Байтаков.

Никто не ответит?

Особые сомнения в «чистоплотности» поставщика услуг инватакси у карагандинских колясочников вызывает тот факт, что в ответ на их многочисленные жалобы слышат лишь тишину.

- Мы много раз обращались в отдел занятости и социальных программ, рассказывали, приводили доказательства необоснованных отказов, но там никак не реагируют на наши жалобы, - разводит руками Александр Кравчук.

- Я лично писал заявления в прокуратуру, Антикор, а также в общество защиты прав инвалидов. Но ответов пока не получил. Пришли письма из Комитета внутреннего госаудита, но их содержание мне вообще непонятно. Они пишут о закупе каких-то видеокамер, хотя в моей жалобе не было ни слова про видеокамеры. Если даже они хотели прислать отписку, то она должна была быть хотя бы по теме жалобы.

- У нас в городе два поставщика предоставляют услуги инватакси, - объяснил руководитель общества инвалидов «Жалын» Асхат Егеубаев.

- Один возит лиц с инвалидностью по зрению и диализников – детей и взрослых. Другой – тот самый КФ «Ерекше тандау» и ОО «Они» - «колясочников» - детей и взрослых. Так вот, первого поставщика отдел соцзащиты постоянно контролирует. Нам звонят чуть ли не после каждой поездки, спрашивают, пользовались ли мы услугой инватакси, понравилось ли нам, нет ли нареканий. А второго не проверяют даже после жалоб. Разве это не повод для различного рода сомнений в непредвзятости заказчика?

И все же карагандинцы с ограниченными возможностями, передвигающиеся на колясках, не теряют надежды однажды «достучаться до небес».

Мы же, дозвонившись до представителя подрядчика в Караганде – Ерболата Егинбаева в надежде получить ответы на наши вопросы, а также контакты руководителя КФ «Ерекше тандау» и ОО «Они» были буквально мягко «посланы».

- Таким организациям, как ваша, я никаких интервью давать не буду! – отчеканил он в трубку после того, как я представилась и объяснила суть своего звонка. И отключился.

Остаётся надеяться, что письменный запрос в отдел занятости и социальных программ по поводу вышеизложенных проблем не останется без ответа…

Новости партнеров