×
545.67
636.41
6.57
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
545.67
636.41
6.57

Нелетная погода? Почему главе КМГ билетов на самолеты не хватает

Сегодня, 08:20
Нелетная погода? Почему главе КМГ билетов на самолеты не хватает
Коллаж Ulysmedia

Полеты топ-менеджеров «КазМунайГаза» на частных бизнес-джетах чем больше комментируются, тем больше вопросов вызывают. Недавно ситуацию попытался объяснить глава нацкомпании Асхат Хасенов. По его словам, летал он за последнее время на бизнес-джете всего однажды, да и то бесплатно – борт предоставили загадочные партнеры «КазМунайГаза».

В цивилизованном мире даже это объяснение тянет как минимум на отставку, а как максимум – на задержание по подозрению в коррупции, так еще и совершенно непонятно – а зачем конкретно Асхат Хасенов понадобился партнерам в неурочное время в Атырау? Причем настолько, что за ним прислали даже не автомобиль с водителем, а целый самолет? Ulysmedia.kz пытался понять – ради чего поднимали в небо частный Bombardier Challenger.

На кадрах, просочившихся в интернет, видно, как Асхат Хасенов, вместе со своим замом и еще несколько мужчин сначала заходят в терминал аэропорта Атырау со стороны взлетно-посадочной полосы, потом другая камера фиксирует, как их встречают другие мужчины в костюмах.

Кто летает на частных джетах?

Как сообщает издание Orda.kz, в тот раз пассажирами самолета Bombardier Challenger стали председатель правления «КазМунайГаза» Асхат Хасенов и его помощник, зампред этой же организации Асет Магауов и советник Махамбет Досмухамбетов, а также Алимухаммед Куттымуратов – рукап нацкомпании. Кроме того, с ними вместе прилетели соуправляющий директор по стратегии и управлению активами фонда «Самрук-Казына» Бахытжан Таубаев и вице-министр энергетики Кудайберген Арымбек. 

В общем, солидная делегация, которой, судя по видео, бизнес-джетами летать не впервой.

Однако почему-то глава «КазМунайГаза» Асхат Хасенов свою любовь к комфортным перелетам вне регулярного расписания отрицает.

По его словам, воспользовался частным бортом он из-за производственной необходимости. И всего однажды.

Именно это «однажды» и попало в Сеть. Правда, тут же он оговорился, что корпоративный устав «КазМунайГаз» допускает полеты на частных самолетах. Стало быть, другие полеты все же были? В какую сумму они обошлись бюджету нацкомпании?

Как уверяет Асхат Хасенов, за попавший в СМИ полет ни он, ни его компания не платила. На вопрос «а кто платил?» - топ-менеджер ответил пространно. Оказывается, у «КазМунайГаза» есть таинственные партнеры, которые так ценят его руководство, что готовы просто так дать полетать на бизнес-джете.

Чуть ранее ситуацию комментировал глава НК «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов. Тогда еще ни он, ни мы не знали таких подробностей об организации полета, но сейчас уже, наверное, и Жакупов в курсе этих деталей, потому что обещал все выяснить, а потом делать какие-то выводы.

При этом он тоже подчеркнул, что летать бизнес-джетами, в случае острой необходимости можно

Зачем Атырау ждал Хасенова?

Как заверил Асхат Хасенов, 5 сентября 2025 года, а именно за этот день кадры видеонаблюдения аэропорта Атырау утекли в Сеть, и была та самая острая необходимость.

  - В этот день был ряд мероприятий, посвящённых дню нефтяника, было много совещаний. В Астане было много мероприятий и вечером нам нужно было быть в Атырауском НПЗ, - объяснил он. 

Обычно все важное появляется на официальном сайте Нацокмпании. И, согласно размещенным пресс-релизам, 5 сентября Асхат Хасенов сначала вручил награды 61 работнику нефтегазовой отрасли в Астане, а вечером принял участие в праздничном концерте, посвященном 80-летию АНПЗ.

В официальном пресс-релизе по этому поводу говорится, что Асхат Хасенов рассказал нефтяникам Атырау, что он уже успел утром наградить 61 работника от имени Президента РК, а также о том, насколько важен их труд для экономики Казахстана. 

Это все, конечно, очень важно, но мало верится, что ветераны отрасли сильно бы расстроились, если бы награды им вручал не Хасенов, а, к примеру, один из вице-министров энергетики. Да и сотрудники АНПЗ тоже вряд ли бы впали в депрессию, если бы Асхат Галимович поздравил их не во время концерта, а чуть позже.

Тем более что, судя все по тем же официальным релизам, основная масса праздничных мероприятий к юбилею АНПЗ была запланирована на 6 сентября. В этот день состоялось торжественное открытие памятной доски «80 лет первой установке АНПЗ» и был запущен учебно-производственный полигон для подготовки будущих нефтяников при Атырауском университете нефти и газа им. С.Утебаева.

Положа руку на сердце, и эти мероприятия могли бы абсолютно спокойно состояться без личного участия Асхата Хасенова, а также других топ-менеджеров «КазМунайГаза». Ну в самом деле, не они же лично табличку эту прикручивали? И открытую лекцию для будущих нефтяников они, кажется, не читали.

Но во всяком случае такая командировка регулярным рейсом не вызвала бы особых вопросов.

Да, польза от нее совсем не очевидна, но и траты небольшие.

Согласно сервисам по поиску авиабилетов, улететь из Астаны в Атырау относительно просто, регулярные рейсы есть и глубокой ночью, и поздним вечером. Нет, к сожалению, утренних прямых перелетов, но, как рачительный управленец, Асхат Хасенов мог бы поднимать этот вопрос на совещаниях с руководством «Самрук-Казына», ведь именно эта компания управляет и национальным перевозчиком Air Astana. А летают, скорее всего, топ-менеджеры Нацкомпании только с этим авиаперевозчиком.

Ведь, как рассказывал Нурлан Жакупов, в уставе «Самрук-Казыны» прописано, что топ-менеджеры передвигаются исключительно бизнес-классом. У других авиаперевозчиков, летающих из Астаны в Атырау, бизнес-класс на этих рейсах не предусмотрен. 

Командировки все сомнительнее, эффекта все меньше

Между тем, согласно консолидированной финансовой отчетности КМГ за первое полугодие 2025 года, доходы компании в тенге просели почти на 3%, а в долларовом эквиваленте – более чем на 17%. Что явно показывает – многочисленные поездки и полеты топ-менеджеров «КазМунайГаза» в новые прибыльные контракты не превращаются. А раз так – то в чем вообще смысл этих путешествий?

Да и в целом, объяснение, что полет на бизнес-джете руководству «КазМунайГаза» оплатили некие партнеры, выглядит очень двусмысленно.

К примеру, нас, журналистов, часто приглашают в различные пресс-туры. Организаторы готовы оплатить дорогу – не бизнес-джетом, конечно, а максимум экономом на регулярном рейсе, а также питание и проживание. Но мы, если позволяют финансы, от таких поездок отказываемся. Ведь взамен тот, кто организовал пресс-тур, будет ждать от нас вовсе не беспристрастных репортажей.

А тут – целая группа топ-менеджеров крупнейшей нацкомпании полетела за чей-то счет на бизнес-джете. Проверять все, что за несколько минут наговорил журналистам Ulysmedia глава «КазМунайГаза» должны явно не мы, но и как минимум служба по этики, а то и антикоррупционный департамент КНБ.

Ведь, как известно, среди самых распространенных схем завышения своих трат на освоение крупнейших казахстанских месторождений были в том числе бесконечные полеты туда-сюда и, как минимум, бизнес-классом. Не продолжается ли эта история и сейчас? И не будет ли Асхату Хасенову потом «неловко» отказать в подписании не совсем выгодного для Казахстана контракта таким добрым партнерам, которые когда-то свозили его в Атырау отметить день нефтяника вместе с сотрудниками АНПЗ?

Новости партнеров