По поводу лудомании и борьбы с этим социальным злом в мажилисе действующего созыва летали и ломались копья, но часть депутатов, отбросив все проблемы, которые можно было решать с помощью мандата, букмекеров и игровую зависимость назвала самым главным злом в стране и потребовала – государство должно регулировать рынок и, главное, денежные потоки, которые через него проходят. Так придумали ЕСУ, систему, которая обеспечит полный контроль над платежами и выигрышами юридических лиц. Ulysmedia.kz решил разобраться, кто, что и зачем будет следить.
Уже сейчас напрашивается вывод, что Единая система учета (ЕСУ), призванная бороться с теневыми схемами и лудоманией, может превратиться в жесткий рейдерский захват. И хотя на бумаге все выглядит чинно и благородно, хотелось бы знать, кто получит контроль над миллиардным рынком.
Эксперты утверждают, что если не вмешаться, то Казахстан повторит путь России, где весь игорный рынок уже подмят под одну вертикаль, замкнутую на лояльных Кремлю бизнес-группах, включая подсанкционные банки и криминальные финансовые схемы. И теперь этот механизм – обкатанный, управляемый и технологичный – перешагивает границу.
Единую Систему Учета преподносят, как «антикоррупционную инициативу». Но метод, которые применили для ее продавливания, основаны на фальсифицированных цифрах, мифах о «миллиардных теневых оборотах», запугивании общественности скоординированных заявлениях депутатов. И уже на этом фоне цель не выглядит благородной – скорее всего, ЕСУ нужна для того, расчистить рынок под чужой бизнес. А опасность в том, что она может подорвать суверенитет Казахстана в стратегической отрасли, потому что речь идет не только о спортивных пари, но и о рынке платежных организаций, национальной кибербезопасности и санкционных рисках.
Цифры, которыми на протяжении нескольких последних лет депутатов и народ пугали с экранов и парламентских трибун, звучали как приговор:
* в Казахстане ежегодно 350 тысяч лудоманов (местами эта цифра вырастала до 1 млн);
* ежедневно – 900 новых зависимых;
* средний долг одного игрока – 10 млн тенге;
* 40% разводов якобы связаны с лудоманией;
* 20% всех суицидов на совести игромании.
Но откуда эти цифры? Кто и как проводил эти «исследования»? Как говорят представители Ассоциации финансовых технологий и инноваций, в ответах на их официальные запросы – ни МВД, ни Минздрав, ни Минюст, ни суды не подтверждают ни одну из этих цифр.
По их словам, в стране нет полноценного мониторинга игорной зависимости, как и централизованной помощи зависимым. Вместо системной профилактики, просвещения и поддержки реабилитационных центров, государство узаконивает слежку, создавая сверхцентрализованную платформу, через которую будет контролироваться весь рынок: игроки, их ставки, суммы, поведенческие паттерны. Это, скорее, не забота о людях, а попытка взять под контроль деньги и система цифрового рабства.
ЕСУ (прежде – ЦУС) преподносится как средство борьбы с нелегальными, офшорными букмекерами. Но вместо того чтобы пресекать деятельность настоящих серых БК, регулятор своими действиями выталкивает с рынка законные компании, подталкивая игроков на нелегальные сайты, где уже нет ни налогов, ни фискального контроля, ни казахстанской юрисдикции.
На фоне подготовки к внедрению ЕСУ все чаще мелькает имя Умара Кремлева – функционера, связанного с российскими политико-деловыми структурами. Его публичная активность и лоббистские контакты указывают: за фасадом «реформы» формируется инфраструктура внешнего контроля, в которую Казахстан втягивается под видом «цифровизации».
Так кто же такой Умар Кремлев (в прошлом – Лутфуллоев)? Формально – спортивный функционер, президент Международной ассоциации бокса (IBA). Фактически - лоббист, связанный с кланами, которые методично выстраивают мосты из России в Казахстан: от госпрограмм до банков, от федераций до закулисных структур. Кремлев давно фигурирует в контексте теневых интересов, продавливаемых через спорт, бизнес и гослояльные институты. Там, где появляется Кремлев, появляются и российские IT-продукты, встраиваемые в казахстанские госинфраструктуры, подставные юрлица, заходящие в тендеры на «цифровизацию» и прочие интересанты, связанные с финансовыми структурами под санкциями. Он не внедряет ЕСУ сам. Но он флаг, под которым продвигаются люди, схемы и технологии, повторяющие российскую модель тотального контроля над игорным рынком.
Российский рецепт уже сработал в Москве, где рынок расчищен от «неправильных» игроков, а правильными управляют определенные группы лиц, использующие инфраструктуру для отмывания и обхода санкций. Сейчас этот же алгоритм реализуется в Казахстане. И Кремлев не наблюдатель, а часть Единой Системы Учета.
ЕСУ разрушает не только рынок. Она подрывает устойчивость всей платежной системы страны. Казахстанские провайдеры выдавливаются с рынка, лицензии замораживаются, терминальные сети умирают. Платежные шлюзы на грани остановки, а вместе с ними доходы бюджета и безопасность данных. На смену им приходят структуры, связанные с подсанкционными российскими банками, которые через ЕСУ получат доступ к финансовым потокам, клиентским данным, внутренней логистике целой отрасли.
Это уже не экономика. Это инфраструктурный контроль, который открывает ворота для отмывания средств, обхода санкций и подмены регулятора внешними игроками.
ЕСУ это не про цифровизацию, не про лудоманию и уж тем более не про заботу о гражданах. Это про ложь, предательство и потерю контроля над собственной страной. В Казахстане формируется новая реальность, в которой закон переписывается под интересы внешних групп, народ запугивают выдуманными цифрами, а министры называют реформами откровенные схемы расчистки рынка.
Известно, что будет подан гражданский иск к высокопоставленным лицам, которые сознательно или по халатности стали частью этой схемы. А обществу предстоит сделать выбор: смотреть молча, как экономика сдается под чужой контроль, или потребовать остановить этот сценарий до того, как Казахстан окажется в международной изоляции.