Политолог Аркадий Дубнов прокомментировал стремительные кадровые и политические перестановки в Кыргызстане, последовавшие за отставкой главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. По его оценке, республика пережила «семь дней, которые едва не потрясли» страну, однако обошлась без открытого силового противостояния. Мнение эксперта приводит Ulysmedia.kz.
Пошла вторая неделя, как шестой президент Кыргызстана Садыр Жапаров руководит республикой в одиночестве, избавившись от соратника по правящему тандему, главы госкомитета нацбезопасности Камчыбека Ташиева.
Как отмечает Дубнов, отставка Ташиева последовала после жесткого телефонного разговора с президентом, когда глава ГКНБ находился на лечении в Мюнхене. Теперь, считает эксперт, Жапарову «никто и ничего не мешает переизбраться на второй и последний срок» на выборах, назначенных на 24 января 2027 года.
Размышляя о причинах произошедшего, Дубнов напоминает, что в постсоветской истории Кыргызстана реальная конкуренция за верховную власть уже приводила к изгнанию президентов. Первый президент Аскар Акаев получил убежище в России, Курманбек Бакиев — в Белоруссии, Алмазбек Атамбаев уехал в Испанию. Лишь Роза Отунбаева и Сооронбек Жеенбеков, по его словам, могут спокойно жить на родине.
— Есть искушение утверждать, что события последней недели, которые едва ли «не потрясли» Кыргызстан, были необходимы, чтобы упредить сползание страны к диктатуре известного своей жесткостью генерала-чекиста, сумевшего за пять лет подмять под себя чуть ли не все властные структуры кыргызского социума, как гражданского, так и военного, - пишет политолог у себя в телеграм-канале.
По его словам, в истории постсоветского пространства уже были аналогичные аппаратные противостояния. Он напоминает о борьбе за власть в Узбекистане после смерти Ислама Каримова, когда нынешний президент Шавкат Мирзиёев одержал верх над всесильным главой СНБ Рустамом Иноятовым. Также Дубнов приводит пример Казахстан, где бывший глава КНБ Карим Масимов был осужден после событий января 2022 года на фоне транзита власти.
— Ничего подобного в Кыргызстане не произошло. Если не считать так называемое «обращения 75», в котором бывшие высокопоставленные чиновники, близкие в Ташиеву, не призвали бы парламент объявить досрочные президентские выборы. Это могло бы при определенных условиях позволить Ташиеву занять президентский пост. Конфронтационная лексика этого обращения («переходите на сторону генерала») не без оснований была расценена сторонниками президента как призыв к мятежу против Жапарова. Очевидно это стало триггером к дальнейшим событиям, которые выглядят беспрецедентно мирно, - добавляет эксперт.
Ташиев сразу же принял свою отставку. Уже 13 февраля он вернулся в Бишкек, получив гарантии безопасности, и попросил сторонников не устраивать шумную манифестацию.
— 15 февраля его принял президент. Утверждают, что встреча бывших соратников не была теплой. Тем не менее, Жапаров после нее заявил, что они с Ташиевым «остаются друзьями», но на государственную службу экс-глава нацбезопасности «не вернется, ему нужно отдохнуть и заняться своим здоровьем». Еще через пару дней, 17 февраля, Ташиев улетел из страны, — пересказывает политолог официальную позицию.
Как утверждает Дубнов со ссылкой на информированные источники, 17 февраля Ташиев, предположительно, вылетел в Турцию. При этом за четыре дня в Кыргызстане он не сделал ни одного публичного заявления и не дал обещанной пресс-конференции.
— Надо полагать, это было разумное решение, иначе бы Ташиеву пришлось объяснять, чем вызвана обвальная волна арестов и задержаний его многочисленных подчиненных из чекистской структуры, в том числе, высокопоставленных, таких, как шеф бишкекского управления нацбезопасности Эльдар Жакыпбеков.
Параллельно прошла стремительная зачистка кадровой вертикали: были отправлены в отставку несколько министров, сменился спикер парламента, уволен мэр Оша. В республике это связывают с близостью этих фигур к Ташиеву.
— Стремительная зачистка кадровой вертикали власти в Кыргызстане, заточенной под влиятельного генерала, осуществляется вполне авторитарными методами. Однако в условиях нынешних кыргызских реалий, где так и не заработали демократические институты, происходящие властные пертурбации дают хотя бы возможность избежать новых кровавых потрясений в регионе. С другой стороны, у укрепившейся таким образом власти в стране может появиться соблазн свернуть на путь некоего азиатского абсолютизма… — рассуждает Дубнов.
Политолог также отмечает обеспокоенность соседних государств: телефонные разговоры с Жапаровым провели президенты Казахстана и Узбекистана, тогда как в Москве публичной реакции практически не последовало, за исключением приглашения новому спикеру парламента посетить Россию.
Читайте также: «Друг мой – враг мой»: Как в Кыргызстане предвыборная гонка превратила соратников в конкурентов