×
537.34
623.05
6.65
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
537.34
623.05
6.65

Как Казахстан ищет замену нефти

Сегодня, 12:14
Как Казахстан ищет замену нефти
Ulysmedia

Журналист Андрей Зубов проанализировал процесс постепенного избавления экономики Казахстана от нефтяной зависимости, передаёт Ulysmedia.kz

Экспорт продовольствия

Сегодня я изучал данные по внешней торговле РК за первое полугодие 2025 года и заметил любопытную деталь. При общем снижении дохода от экспорта нефти (минус 11,4%, и это совершенно понятно из-за удешевления черного золота за год на 16,64%), у нас второй год подряд идет положительная динамика в экспорте продовольственных товаров (+35%).

Особенно хорошо пошел экспорт пшеницы (+58%). Мы сегодня находимся на втором месте по поставках дурума в страны Европы – небывалый факт. По данным Еврокомиссии по таможенному контролю, на 15 июля из республики на территорию ЕС было экспортировано 19 тысяч тонн твердой пшеницы. Это на 68,5% больше чем в 2023-2024 сельскохозяйственных годах. Второе место, кстати, здесь у Турции (7,7 тысяч тонн дурума). Замыкает топ-3 поставщиков в Европу Канада с объемом в 1 тысячу тонн.

Идем дальше. Как пишет издание All China Review (крупнейший китайский англоязычный журнал, охватывающий экономику, бизнес, политику, инновации, финансы, культуру), за 2020-2024 годы объем экспорта продуктов АПК из Казахстана вырос на 51% – с 3,4 млрд до 5,1 млрд долларов США, а география поставок охватила 66 стран. При этом более 52% экспорта теперь составляют продукты с добавленной стоимостью, что, как пишут аналитики, «отражает структурные изменения в отрасли и перемещение акцента к переработке».

А вот еще пример. За последние три маркетинговых года производство подсолнечного масла в Казахстане выросло в 2,5 раза, а экспорт – почти в 5 раз. По итогам 2023-2024 годов страна заняла 8-е место среди мировых экспортеров подсолнечного масла и вошла в тройку лидеров по поставкам подсолнечного жмыха в Европейский союз. Это, между прочим, не просто географическое расширение, а показатель структурного сдвига в агрокомплексе в пользу глубокой переработки и современного брендинга.

Все эти факты не могут не радовать настоящих казахстанцев – тех, которые хотят, чтобы наша страна процветала.

Уход от “нефтяной привязанности"

Отрадно, что новое руководство страны начинает реально отходить от «нефтяной привязанности». В своем послании президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что сегодня «крайне важная задача – привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс».

Вот еще цифры за истекшее полугодие. Объем валовой продукции АПК увеличился на 3,7% (это с учетом инфляции) и составил 1,8 трлн тенге. Вклад обеспечили: животноводство (+3,2%), растениеводство (+14,5%), производство пищевой продукции (+10%), производство напитков (+5%).

По инвестициям тоже идет улучшение. В сельское хозяйство вложено 442,6 млрд тенге (на 27 % больше, чем годом ранее), а в пищевую промышленность – 104,2 млрд тенге (+48%).

Инфляция

Конечно, все это позитив. Но есть и другая сторона ситуации. Это, прежде всего, инфляция. По состоянию на июль 2025 года продукты питания и безалкогольные напитки внесли около 4,4% в годовой уровень инфляции. Это объясняется тремя причинами. Первая – высокий уровень инфляции, который разгоняется ростом цен на услуги ЖКХ, сильнейшая инфляция в России (примерно около 29% общего импорта Казахстана приходится на Россию) и общий рост цен на еду в мире (по данным ФАО рост цен на мясо в августе 2025 года – 7,7%, сливочное масло и сыры – около 25%, растительные масла – рост на 7,1%).

Государство пытается сдержать рост цен хотя бы на СЗПТ (социально-значимые продтовары). Введено ограничение на торговую надбавку не выше 15% с штрафами за превышение: с начала 2025 года оштрафовано более 1,8 тыс. нарушителей. Введены ограничения на вывоз картофеля для обеспечения внутреннего предложения. Введены квоты на экспорт живого крупного рогатого скота и так далее.

Эти меры дают результаты. Цены на СЗПТ пока остаются ниже, чем в соседних странах ЕАЭС по основным позициям (говядина, картофель, лук, капуста, яйца, масло подсолнечное). При этом с апреля по июль 2025 года темпы роста на СЗПТ снизились с 1,6% до 0,4%, а в августе — до 0,1%.

Достаточно ли всего этого для обеспечения Казахстана собственным продовольствием?

Нет, недостаточно. Страна планирует достичь полной продовольственной независимости к 2028 году. Но для этого нужно устранить следующие проблемы:

- низкая техническая оснащенность отрасли техникой и технологиями,

- большое количество мелких некоммерческих хозяйств, которым трудно выйти на рынок,

- низкий уровень переработки сельхозпродукции и дефицит инфраструктуры для хранения,

- бесконечные посредники, которые накручивают цены и снижают доходы фермеров,

- недостаток квалифицированных кадров,

- слабое развитие системы кооперации.

И так далее, и так далее.

При этом Казахстан уже сегодня может запросто кормить всех соседей по региону – и мы это видим из статистики, которую я привел выше.

Вывод

Подведем итоги. Президент поставил задачу приоритетного развития АПК. Она выполняется, но низкая технологическая, правовая, финансовая база прошлых лет, когда нефтедобывающая отрасль затмевала все остальные отрасли экономики, очень сильно давит на проведение реформ в сельском хозяйстве. Но само движение, повторюсь, не может нас не радовать.

Новости партнеров