Казахстан стал одной из стран, выигравших от вложений нерезидентов в 2025 году — но в скором времени эта тенденция может измениться, сообщает Ulysmedia.kz.
Экономический журналист Джон Синдрю в колонке для Reuters отмечает, что в прошлом году инвесторы, преследующие краткосрочную выгоду, стали массово вкладываться в ценные бумаги развивающихся стран и пограничных экономик. Среди государств, чьи облигации оказались привлекательными для нерезидентов, он называет Казахстан.
— Проблема в том, что приток «горячих денег» на так называемом кэрри-трейде может оказаться дестабилизирующим фактором, — указывает Джон Синдрю.
Вложения в долговые бумаги Казахстана, номинированные в тенге, могут принести годовую прибыль в 16% при ожидаемой инфляции в 11%. Вкладываться в них выгоднее, чем в долларовые бонды. Инвесторы становятся уязвимыми перед колебаниями курса нацвалюты и изменениями внутренней денежно-кредитной политики — но такова суть кэрри-трейда.
И хотя Нацбанк не видит ничего плохого в приходе «горячих денег», компания у Казахстана в этом смысле не лучшая. Среди стран, чьи бумаги в 2025 году вдруг стали привлекательными для любителей кэрри-трейда, одни недавно объявляли дефолт (Замбия и Гана), а другие были вынуждены брать крупные займы у МВФ (Египет и Пакистан). Тем не менее долговой рынок пограничных экономик в национальных валютах за последнее десятилетие вырос втрое, достигнув триллиона долларов. Причём в 2025 году эта категория активов оказалась одной из наименее волатильных, поскольку завязанные на импорт экономики развивающихся стран не могут себе позволить резких колебаний курсов и проводят более агрессивные валютные интервенции.
— Гана и Казахстан, традиционно выпускавшие облигации в долларах и евро, начали привлекать «горячие деньги» на более тонкие местные рынки, — подчёркивает Синдрю.
В 2025 году ситуация была особенно удачной для кэрри-трейда: доллар ослаб на 7% к валютам-партнёрам, поэтому инвестиции в ценные бумаги развивающихся стран стали более выгодными. Но это увеличивает риски для пограничных экономик.
— С этого момента риск разворота этой тенденции может вырасти. Одна из опасностей в том, что приток капитала становится менее заметным по мере появления новых индексов и устранения барьеров для выхода на рынок, — предупреждает Джон Синдрю.
Массовый приход иностранных инвесторов может резко укрепить курс нацвалюты (как это и произошло с тенге в конце 2025 года, после повышения базовой ставки). Однако это не повод расслабляться. «Горячие деньги» уходят с рынка столь же внезапно, как и приходят. Аналитик отмечает, что Казахстан (наряду с Пакистаном и Сербией) не зря наращивает золотые резервы для подстраховки.
— Крупные иностранные инвестиции в краткосрочные облигации в нацвалюте — обманчивый источник стабильности. Они могут лишь усугубить кризис, когда инвесторы попытаются все скопом выйти с рынка через очень узкие двери, — констатирует Джон Синдрю.
Казахстанские аналитики уже предупреждали, что резкое укрепление тенге в конце 2025 года может быть кратковременным. И если иностранные инвесторы вдруг решат массово выйти из ценных бумаг Казахстана, это чревато мгновенным обрушением курса.