Автолизинг для частных лиц в Казахстане не пользуется популярностью. Автоэксперт Алексей Алексеев считает, что программа вряд ли станет массовой в ближайшее время из-за невыгодных для потребителей условий, передает Ulysmedia.kz.
По мнению эксперта, лизинг в Казахстане стал лишь другой формой автокредита. Население, по его словам, будут заинтересованы в нем только при более выгодных условиях. В мировой практике автопроизводители создают свои лизинговые компании, а в нашей стране участвуют банки, что делает услугу менее выгодной.
- Зачем брать в лизинг, при этом не являясь хозяином машины, зачем ему это делать? Тем более по невыгодным условиям. На Западе в лизинг человек берет машину на 2-3 года в рассрочку. И причем платит он только ту сумму, которую теряет на сумме амортизации. Если в это дело вмешивается банк, то мы сразу начисляем сюда базовую ставку, плюс проценты банка, плюс проценты за обслуживание и так далее, и превращается в совершенно невыгодную историю. Кому это нужно? Это никому не нужно. Поэтому никто и не пользуется. У нас один случай был зафиксирован, кто-то использовал лизинг, и то, видимо, в качестве эксперимента, - рассказал Алексеев в интервью otyrar.kz.
Лизинговый рынок для физлиц в Казахстане в целом развит слабо, им часто пользуются в коммерческих целях для покупки спец или сельхозтехники. Эксперт Арсен Шакуов призывает разработать четкие правила игры и закрепить их законодательно.
- Мы ожидаем конкретики в ценовой политике: сколько, почем и почему. То есть этот вопрос наверное один из самых главных. Единственный у него плюс, если это будет фиксированный тариф, то у нас не будут разные какие-то процентные ставки как в разных банках. Поэтому тут будет четко полагать, что можно пойти либо взять кредит, взять машину в собственность, но платить дороже, либо чуть дешевле, но машина оформлена на лизинг на лизингодателя, - отметил Арсен Шакуов, президент ОО «Ассоциация безопасного дорожного движения «Общая дорога».
Депутат Олжас Куспеков предложил разработать государственную программу поддержки автолизинга для физических лиц. Действующая модель, по его словам, лишена ключевых элементов нормативной базы.