Новая механика квот на добычу нефти, которую согласовали члены картеля ОПЕК+, ставит Казахстан в невыгодное положение по сравнению с другими странами, сообщает Ulysmedia.kz.
Как пишет колумнист Reuters Рон Буссо, специализирующийся на энергетике, новая система квот Организации производителей и экспортёров нефти создаёт неравные условия для государств, присоединившихся к картелю. С одной стороны, она обеспечит приток инвестиций в нефтедобычу, особенно в странах Персидского залива, где себестоимость реализации проектов ниже. С другой стороны, некоторым членам ОПЕК+ станет сложнее и дороже наращивать производство. Среди «пострадавших» Буссо называет Казахстан.
ОПЕК+ согласовала новую систему квот в воскресенье, 30 ноября. Обновлённый механизм оценки максимальных производственных мощностей будет действовать с 2027 года. Абдулазиз бин-Салман, министр энергетики Саудовской Аравии — негласного лидера ОПЕК — заявил, что новая схема поможет стабилизировать рынки и будет на руку «тем, кто инвестирует в производство». Однако для Казахстана, который систематически превышал квоты на добычу (в первую очередь в связи с проектом расширения на Тенгизе), это скорее плохая новость.
Теперь потенциал добычи для 19 из 22 членов картеля, включая Казахстан, будет оценивать американский аудитор. Этот процесс будет включать анализ всех нефтяных месторождений страны, их инфраструктуры и прогноза по добыче на три месяца с перспективой поддержания объёмов на год вперёд.
По словам Рона Буссо, новая система ставит в выгодное положение богатые нефтяные державы Персидского залива, чьи добывающие проекты имеют низкую себестоимость. Это в первую очередь Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт. Им обновлённые квоты позволят без особых проблем наращивать добычу.
Казахстан не входит в число стран, которым выгодны новые квоты. Наоборот, Астане придётся поднапрячься, чтобы извлечь выгоду из своих месторождений.
— Новая система ставит в невыгодное положение тех членов ОПЕК+, чьё производство сконцентрировано в геологических структурах с более высокой себестоимостью добычи или на шельфе. Например, Нигерию и Казахстан. Им потребуется больше времени и денег, чтобы нарастить добычу, — предупреждает Рон Буссо.
Впрочем, в новой системе есть лазейки, которые могут позволить Казахстану добывать достаточное количество нефти для поддержания экономики и не до последней запятой соблюдать драконовские требования ОПЕК+. По ним, напомним, на Астану взвалили основное бремя по компенсации избыточной добычи.
— Члены картеля, вероятно, всё равно смогут добывать и экспортировать больше своих заявленных квот. Этим в последние годы были известны, в частности, Казахстан и ОАЭ, — отметил колумнист Reuters.
Ранее мы писали, что есть сомнения в способности Казахстана подстроиться под новые квоты ОПЕК.