×
518.37
609.97
6.6
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.37
609.97
6.6

Строительство дорог в Казахстане - оправдано ли брать кредиты у международных банков

02.07.2025, 16:26
Строительство дорог в Казахстане - оправдано ли брать кредиты у международных банков
Фото: Ulysmedia

1200 километров за два дня — от Кызылорды до Астаны через Жезказган и Караганду. Мы проехали одну из самых сложных трасс страны и поговорили с тем, кто знает о казахстанских дорогах всё — главой нацкомпании «КазАвтоЖол» Дарханом Иманашевым. Почему платные трассы обслуживаются лучше, зачем в проекте участвуют китайские подрядчики, сколько стоит один километр дороги и когда по-настоящему решится вопрос с туалетами — обо всём этом в большом интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой.

Детали

В ходе беседы был затронут вопрос о том, насколько кредиты, которые страна берет на дороги, выгодны для Казахстана. 

  - По кредитам занимается Минфин, а мы — операторы проекта. Наша задача — провести тендер, назначить подрядчика и контролировать выполнение работ. На сегодня проект — 573 км, 404 км по Улытауской области и 158 км по Карагандинской. Особенность — мы переходим к модели «под ключ»: подрядчик делает и проект, и строительство, и затем 5–7 лет обслуживает дорогу. За обслуживание отдельно не платим — это покрывается из платы за проезд.

Но ведь эти новые дороги строятся за счёт кредитов у международных банков. Насколько оправдано брать кредиты в иностранной валюте, чтобы строить дороги?  

 - Строительство дорог требует колоссальных вложений. У каждого проекта есть расчёты: какой эффект он даст в будущем — экономический, транзитный. Но даже после строительства дорогу нужно обслуживать. Если бросить её без ухода, через 1–2 года асфальт разрушится. Мы изучали опыт — например, в США и Канаде, если вдоль дороги живёт меньше тысячи человек, там делают просто качественную грунтовку. Но у нас дороги республиканского значения — они соединяют области, выходят на границу. Повсюду просят объездные дороги, просят соединить сёла. Но надо объяснять: даже дорога третьей категории стоит 200–300 млн тенге за километр. Если в селе живёт 100 человек, насколько это оправдано?

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.

Новости партнеров