×
504.6
594.27
6.48
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
504.6
594.27
6.48

«Президент ОАЭ подарил гражданство внучке Масимова»: эксклюзивное интервью бывшего зятя экс-главы КНБ

Сегодня, 08:00
«Президент ОАЭ подарил гражданство внучке Масимова»: эксклюзивное интервью бывшего зятя экс-главы КНБ
Ulysmedia.kz, в тексте - из личного архива Азамата Капенова

Ulysmedia.kz публикует первое публичное интервью Азамата Капенова - бывшего зятя Карима Масимова, одного из самых влиятельных людей Казахстана в прошлом, дважды премьер-министра и экс-главы КНБ, ныне осуждённого за попытку госпереворота и государственную измену.

Долгое время Капенов оставался фигурой слухов и домыслов - «человеком Масимова», «зятем, сделавшим карьеру по родству». В этом разговоре он впервые подробно рассказывает о себе, взаимоотношениях с Каримом Масимовым, об уголовном деле в отношении него, а также о том, почему считает своё преследование попыткой рейдерства.

 

Вы были женаты на старшей дочери Масимова - Тамилле Карим. Брак продлился всего шесть лет, с 2013 по 2019 год, однако в публичном пространстве за вами надолго закрепилось определение - «зять Масимова».

   - Мне обидно, когда говорят, что я благодаря Масимову поднялся. К моменту знакомства с Тамиллой я уже имел бизнес и приличное состояние. Я переехал из Бишкека в Астану в 1997 году. Мне там довольно-таки серьезно помогали друзья отца, мои родители близко дружили с Машкевичем еще со времен, когда они жили в Кыргызстане. За год в Астане я заработал 300 тысяч долларов. Мне было 18-19 лет. И поэтому лепить мне Масимова - это неуместно. Я приватизировал в тот момент недостроенный пионерский лагерь на Иссык-куле, в Кыргызстане на 600 мест. Также я взял в аренду 13 тысяч гектаров земли в СКО. Выращивал пшеницу, продавал на экспорт, закупом занимался. В 98-99 году у меня был Ford Mustang и Land Cruiser 80. Это было время, когда не у всех даже была обычная машина.

Тем не менее именно после вашего брака с дочерью тогдашнего премьер-министра Казахстана ваша карьера в системе «Қазақстан темір жолы» пошла в рост. Вы с этим согласны?

   - Нет. Меня пригласили на железную дорогу в 2003 году, задолго до встречи с Тамиллой. Я стал заместителем гендиректора ТОО «Лесозащита», это дочернее предприятие АО НК «Қазақстан темір жолы». Мы строили вдоль железнодорожной линии лесные насаждения, которые помогали бороться с ветрами и снегом. В подчинении было 1200 человек. Потом я был вице-президентом в АО "Қазтеміртранс", затем проработал в других структурах КТЖ. Я там проработал до 2009 года. Потом меня посадили.

Вы говорите о том конфликте в Алматы, в котором фигурировал сын тогдашнего министра туризма и спорта Темирхана Досмухамбетова?

   - Да, был инцидент в ресторане “Бейрут” в Алматы в 2009 году. Я пришел туда с девушкой. И мой бывший друг, это Турганалиев Елтинжал, если помните, казино “Алтын Алма” и гостиница “Казахстан” ему принадлежали. У нас с ним были неприязненные отношения, он тоже в КТЖ работал, исполнительным директором. Ну и соответственно на фоне личной неприязни, он выпивший, вместе с сыном Досмухамбетова, еще с двумя охранниками, они наехали на меня. Все началось с того, что Турганалиев потребовал от меня, чтобы я пересел, мол “рожа твоя раздражает”. Я его послал и развернулся, чтобы уйти. Он ударил первым. Потом завязалась драка, и я разбил бокалы и заехал ими по лицу одного из них и по горлу другого. В итоге меня суд признал виновным в покушении на убийство и в хулиганстве с применением спецсредств, и дали мне 11 лет лишения свободы. Но я отсидел всего три года - меня адвокат мой отвоевал. И я вернулся на работу на железной дороге, в АО «Кедентранссервис».

После выхода на свободу вы встретили дочь Карима Масимова. Как вы пересеклись и где?

   - В ресторане «Алаша» в Астане. Туда пришла компания девушек. Я через официанта передал им свой номер телефона и уехал. И мне позвонила Тамилла. В ноябре 2012 года у нас начались отношения. А на Новый год я ей уже сделал предложение - она согласилась. В январе, в первый рабочий день, мы пошли и подали заявление в загс. Там можно было сразу получить свидетельство за 100 долларов. Но я подумал: девушка молодая всё-таки, пусть подумает ещё. Там как раз месяц даётся на обдумывание. И 11 февраля мы пошли и расписались.

Как восприняла эту новость семья Масимовых?

   - Господин Масимов уволил меня с работы. Он позвонил своему другу Аскару Мамину - в 2013 году тот занимал должность председателя правления АО «НК „Қазақстан темір жолы“». Меня вызвали и сказали: «Азамат, бросай девочку, а то придется тебя уволить». Я написал заявление об увольнении, и мы с Тамиллой уехали жить в Москву. Но до этого в Астане меня пытались посадить.

За что?

   - Мы с Тамиллой вылетали из страны, прошли таможню, уже сидели в самолёте - вдруг пришли пограничники, вытащили нас из самолёта, и меня закрыли. Масимов не хотел, чтобы дочка улетала в Москву со мной. Тамилла подняла скандал дома, позже меня отпустили, и мы улетели в Россию. Это был февраль. А в августе бабушка Тамиллы, мама её мамы, устроила дома скандал, мол что за слухи ходят, «Тамилла с каким-то мужиком в Москве живёт, безобразие». Мы прилетели в Алматы, познакомились с бабушкой. После этого она сказала: «Всё, давай, поезжай знакомиться с родителями».

Как встретил вас тесть?

   - В августе 2013 года я приехал знакомиться с господином Масимовым у него дома в Астане.

Это тот дом, который недавно на аукцион выставляли?

Справка: роскошный особняк Карима Масимова с десятками комнат, бассейнами, бильярдной, несколькими гаражами и с ресепшн, конфисковали в пользу государства и выставили на аукцион за 1,8 млрд тенге, но в итоге отдали дом под социальные нужды.

 

   - Нет, он там не жил. Тот дом, который выставили на продажу, - это был дом для посиделок. Не семейный дом. Он жил в другом доме - в том, который ему подарил Назарбаев, когда он переехал в Астану. Небольшой кирпичный дом в Чубарах, полтора этажа с мансардой. Насколько я знаю, его потом снесли.

А когда Назарбаев подарил ему дом?

   - В 1997 году там сам Назарбаев жил. А Масимову, наверное, подарили в 2001–2002 году. Он дом не менял и всегда там жил. Как он мог продать назарбаевский подарок? Вот там и жил. А тот дом, который показывают в СМИ, использовался для гостей. Там проходили встречи узкого круга. Я там ни разу не был. Думаю, там собиралась вся элита Казахстана и Назарбаев тоже.

Какими в итоге у вас сложились отношения с Каримом Масимовым?

   - Нормальными они не были никогда. Во-первых, я судимый. Во-вторых, разведённый. В-третьих, я старше Тамиллы на 16 лет. Такой незавидный жених, получается. Масимов мне открытым текстом сказал: «Азамат, ты мне мешаешь. Очень много слухов о тебе ходит. Из-за тебя у меня могут возникнуть проблемы». Этот разговор состоялся в 2014 году, в ноябре. А в декабре семья Тамиллы пригласила нас на Новый год, но я не поехал. Жене сказал: «Дома отмечай, а к родителям поедешь первого января». На 8 Марта тоже приглашали - я снова не поехал, просто цветы передал и сказал, что не хочу общаться. Конфронтация была жёсткая. В 2015 году Масимов поздравил меня с днем рождения. Тогда я у него спросил: «Мне вообще светит карьерный рост в Казахстане?» Он ответил: «Нет, Азамат. Пока я есть, никакого роста у тебя не будет. Ты, даже если будешь пирожки на базаре продавать, тебя обвинят в коррупции».

Оказывал ли Масимов вам какую-либо поддержку? Все-таки вы женились на его дочери.

   - На моем дне рождения я сообщил ему, что, раз мне нельзя построить карьеру в Казахстане, я хочу работать в РЖД («Российские железные дороги»). Там вице-президентом в то время был Бабаев Салман Магомедрасулович. С ним у меня была договоренность, и я уже собирал документы. И Масимов говорит мне: «Якунин же - мой близкий друг» (Владимир Якунин - президент ОАО «Российские железные дороги» 2005-2015 г.). Масимов позвонил ему, сказал: «У меня зять в Москву переезжает, он уже с кем-то договорился, примите его». Якунин ответил: «Без проблем, отправляй».

У меня, кстати, есть пару подарков от господина Масимова. На нашей первой встрече, когда я пришел знакомиться с ним, он подарил мне часы Breguet. Стоят около 25 тысяч долларов. Они лежали в коробке, когда мне его вручили, я тогда пошутил, не бомба ли это. Он тогда посмеялся. В последующем еще одни часы дарил мне и багги-вездеход. Еще он подарил нам с Тамиллой земельный участок в Астане, но записал его на свою дочь. После развода земля осталась у Тамиллы.

Почему вы развелись с Тамиллой?

   - Так обычно и происходит, если родители против. В нашем случае тёща была сильно против. Она такие вещи делала - допустим, звонила моей маме, без моего согласия, спрашивала, как у Азамата дочка от первого брака живёт. Моя мама говорила: «Ну, скучает Азамат по своей дочери». А тёща потом звонила Тамилле и всё передавала наизнанку - что, мол, Азамат твоих детей не любит, он дочку от первого брака любит. Такие интриги были с её стороны.

В 2018 году скандалы в семье участились. В 2019 году я сказал Тамилле: «Мне дома нужна жена, а не дочь премьера. Вон ворота - собирай монатки и уезжай». Она уехала, а через месяц нас развели.

А почему вы сменили казахстанское гражданство на российское?

   - Когда работаешь в РЖД, у тебя есть доступ к секретам, поэтому нужно иметь гражданство России. Вместе со мной и Тамилла решила сменить паспорт.

В Москве меня хотели назначить генеральным директором Федеральной грузовой компании, это дочернее предприятие РЖД. Но потом в Москву приезжает Мамин, завтракает с Белозёровым (глава РЖД с 2025 года – авт.) и отговаривает его назначать меня генеральным директором. И это случилось несомненно с согласования Масимова. Я всегда считал Мамина и Масимова одним целым.

Как раз в тот момент к нам в Москву в гости приехала теща с бабушкой Тамиллы. Я строго попросил их передать Масимову: «Если не помогает, то пусть не мешает мне».

Как-то фантастически звучит. По-вашему, казахстанские политики влияют на кадровые решения в России?

   - У Белозёрова с Маминым хорошие отношения. Казахстанская и российская железные дороги - это одна система ещё с советских времён. Помимо этого, у них были близкие бизнесовые взаимоотношения.

После развода уже несколько лет вы с Тамиллой Карим судитесь из-за московского имущества. СМИ писали об особняке в элитном районе Москвы - в Серебряном бору и о квартире в центре города.

Никакого особняка в Серебряном бору у меня нет и не было. Я купил там пустой участок, это бывший летний кинотеатр “Серебряный Бор”. Там была стена из кирпича, будка и деревянные скамейки. А СМИ показывали какой-то дом, якобы мой. Но это неправда. После развода этот участок остался на мне, а земля в Астане, которую дарил Масимов, досталась Тамилле. Мы подписали брачный договор. Но спустя несколько лет Тамилла подала на меня в суд, чтобы насолить мне. А квартира в Москве - это старая квартира. Разве я не могу иметь жилье?

Вы еще судились из-за опеки над детьми.

   - Однажды летом Тамилла без моего ведома вывезла детей из страны. Как получилось? Она сказала: «Давай съездим в Казахстан, бабушка и дедушка хотят внуков увидеть». Я сказал: «Давай». Мы вместе прилетели в Астану. С аэропорта она поехала к родителям, а я поехал на Балхаш на рыбалку. Через неделю мы должны были возвращаться, а телефон Тамиллы недоступен. Оказалось, она улетела в Абу-Даби. Я об этом случайно узнал - мне позвонили из американского посольства в Абу-Даби и спросили: «Вы подавали заявку на визу? К нам пришли паспорта ваших детей». Я моментально рванул в Абу-Даби, поставил тревел-бан, чтобы детей дальше не вывезли. И с этого момента у нас пошли суды. На сегодняшний день у меня 53 судебных кейса по семейным делам.

Кстати, во время судебных разбирательств я с удивлением узнал, что Тамилла получила гражданство ОАЭ. Для меня это вообще было шоком. Мы судились в Сivil court – это суд для иностранцев в Эмиратах. Так как мы граждане России, я подавался туда, чтобы решить вопрос опеки над детьми. А в кассационном суде Тамилла заявила, что у нее арабский паспорт, что она мусульманка и нас должны судить по шариату.

Как она получила гражданство в Эмиратах, вы знаете?

   - Масимов с президентом Эмиратов в хороших отношениях был. Почти вся семья Масимовых имеет арабские паспорта. Кроме самого Масимова - он был госчиновником. Я знаю, что Сара (младшая дочь Масимова - авт.) - гражданка Америки. Когда у Масимова родилась внучка, дочь Искандера, сам президент Эмиратов дал ей имя своей покойной матери и подарил паспорт. Масимов по международке был очень крутым человеком.

Если у него были такие связи, почему он не сбежал перед арестом?

   - Я не знаю, что у них там в январе произошло. Наверное, он не думал, что его посадят. Он мог спокойно улететь - сел в самолёт и всё. Хоть у меня с ним и отвратительные отношения, но человек он порядочный.

Какое у вас сейчас гражданство?

   - Я гражданин России и Кыргызстана (с рождения).

Вас подозревают в мошенничестве сразу в двух странах: в Казахстане и России. Вы скрываетесь от следствия в ОАЭ?

   - Я живу тут, но не скрываюсь от следствия. Я онлайн участвовал на допросах и в суде по моему делу, следователь знает, где я нахожусь, но все равно меня объявили в международный розыск. Меня преследуют, потому что я был зятем Масимова. На мне клеймо «зятя Масимова». Из-за того, что он в опале, я оказался в орбите уголовного преследования. Их интересуют активы моих родственников и родителей. У них крупный бизнес в Казахстане.

Бизнесмен Анатолий Балушкин же написал на вас заявление. По его словам, вы угрожали свидетелю по сделке «Азия Авто».

   - Нам самом деле все не так было. Балушкин должен мне крупную сумму денег через Хасенова (юрист Балушкина – авт.). Я ему в свое время помогал, у нас были хорошие отношения. Жаль, что сейчас мы по разные стороны баррикады. Я думаю, что этого человека используют как инструмент для давления на меня и для последующей экстрадиции.

Подробности уголовного дела Капенов не стал раскрывать, так как следствие еще продолжается. Он отметил, что на сегодняшний день на его родителей в Казахстане оказывается большое давление, и в частности, на их бизнес. Азамат намерен провести пресс-конференцию, чтобы предать проблему огласке.

Автор: Динара Бекболаева

Новости партнеров