Сегодня сенат ратифицировал конвенцию Международной организации труда, которая требует, чтобы минимальная зарплата была 50% от медианной. И Казахстан обещает обязательно исполнить это требование. Но не сейчас. Что мешает поднять минималку до мировых стандартов и как мы эти препятствия будем преодолевать - в материале Ulysmedia.kz.
Первый вице-министр труда и соцзащиты Аскарбек Ертаев, выступая в Сенате, сказал много хорошего о важности справедливой оплаты труда казахстанских труженников.
И, по его словам, Минтруда обеими руками “за” повышение минимальной зарплаты до 50% от медианной, как того требует МОТ, но в бюджете денег на это просто нет.
Медианная зарплата сейчас в Казахстане более 300 тысяч тенге, по нормам МОТ, минимальная, значит, должна быть примерно 160 тысяч, что почти в 2 раза больше, чем зафиксировано в Казахстане.
Но определённые улучшения для некоторых категорий казахстанцев в Минтруда все же анонсируют.
- В проекте республиканского бюджета на 2026–2028 годы мы установили минимальный размер заработной платы для госслужащих в размере 99 000 тенге. Методология есть, конвенция ратифицирована. Я считаю, что МЗП должна пересматриваться ежегодно, - прокомментировал Ертаев.
Речь идёт о работниках госучреждений: учителях, врачах, лаборантах, архивистах, специалистах соцзащиты и культуры — тех, кого традиционно считают «опорой» бюджетной сферы.
Им со следующего года начислять менее 99 000 тенге в месяц просто нельзя.
Что же касается всех остальных, то с ними не все так однозначно.
На прямые вопросы о том, когда же минимальная зарплата в Казахстане будет соответствовать мировым стандартам, Аскарбек Ерьаев отвечает весьма уклончиао.
По его словам, Казахстан будет двигаться к заветному показателю - 50% от медианной, но это “потребуют синхронизации с производительностью труда и возможностями бюджета”.
Проще говоря, мировые стандарты - хорошо, но и бюджет не резиновый, и пословицу “как потопаешь - так и полопаешь” забывать не надо.
Ранее мы писали о том, почему так долго идут споры о повышении МЗП и выясняли, почему чиновники Казахстана не верят в этот показатель благосостояния.