×
503.35
590.63
6.62
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
503.35
590.63
6.62

Фиктивные ученики и миллиардные траты: как в министерстве просвещения избегают разговоров «о сложном»

Сегодня, 08:45
Фиктивные ученики и миллиардные траты: как в министерстве просвещения избегают разговоров «о сложном»
Ulysmedia.kz

Школьные миллиарды в последние месяцы стали основными «ньюсмейкерами» страны. О них говорят эксперты, владельцы частных школ, аудиторы Минфина, премьер-министр и президент. Молчат только официальные лица министерства просвещения. Мы в редакции Ulysmedia.kz наивно думали, что новый министр Жулдыз Сулейменова просто не может найти площадки для объяснения своей позиции, поэтому проявили инициативу – прислали министру целый список вполне конкретных вопросов с фокусом на поручение премьер-министра подготовить предложения по устранению мошеннических схем в финансировании образования. Ответ пришел почти вовремя, но вместо объяснений только вызвал новые вопросы. Главный из которых – а в министерстве просвещения точно умеют читать?

Сочинение на вольную тему

О проблемах в финансировании частных школ стало известно далеко не вчера. И чуть ли не еженедельно выясняются все новые и новые подробности о нарушениях в этой сфере.

6 января премьер-министр Олжас Бектенов дал профильным министрам строгое поручение – в течение недели разобраться в сути проблем и придумать барьеры для мошенников от частного образования.

Чтобы понять, как министерство просвещения выполняет наказ главы правительства, мы сделали официальный запрос на имя министра Жулдыз Сулейменовой.

Вопросы составили предельно короткие и конкретные:

Сколько частных школ было поймано на нарушениях правил подушевого финансирования? Какие нарушения были зафиксированы чаще всего? Видело ли министерство просвещения эти проблемы до мониторинга Минфина и как предлагает решать проблему.

Официальный ответ пришел за подписью пресс-секретаря ведомства Жайнагуль Толемисовой.

Но Толемисова решила почему-то не отвечать на каждый вопрос отдельно, как того требует элементарная этика, а прислать нам какое-то сочинение на вольную тему.

Почему именно на вольную, а не на заданную? Да потому что в тексте ее ответа нет ничего о нарушениях в финансировании частных школ.

Ну вот буквально! Начнем с самого начала.

Мы в преамбуле к вопросам пишем, обращаясь к Жулдыз Сулейменовой: вам, как министру просвещения РК, было дано поручение в течение недели дать предложения по устранению возможных мошеннических схем в сфере распределения подушевого финансирования среди частных школ. Просим рассказать о результатах проделанной работы, предложениях ведомства и поделиться мнением о том, как такая ситуация стала возможна.

Пресс-секретарь министерства просвещения нам отвечает:

   - Министерство просвещения Республики Казахстан (далее — Министерство) рассмотрело Ваше заявление о задержке финансирования, сообщает следующее…

Оставим за скобками, что мы писали не заявление, а журналистский запрос. Но и спрашивали мы не о задержке финансирования, а про мошеннические схемы с этим самым финансированием.

Но в целом Жайнагуль Толемисова права, что именно так начала свой ответ.

Потому что далее она подробно рассказывает, как частные школы могут получить госзаказ. Она напоминает, что в ноябре 2025 года был утвержден новый механизм финансирования госзаказа, что для его получения надо самостоятельно пройти все процедуры регистрации на портале OrtaBilim, за который отвечает Минфин, что деньги выделяют акиматы и только в соответствии с потребностями региона, что школы должны размещаться в оборудованных помещениях, и что никто не вправе менять правила распределения госзаказа.

В целом, это выдержка из нормативно-правовых актов, которая, наверное, была бы полезна желающему открыть частную школу.

Но мы-то ничего не открываем, мы хотим понять масштабы и причины проблемы.

Если о проблемах не говорить, то она рассосется сама собой?

И это, получается, стало новой проблемой.

Пока все вокруг говорят о мошенничестве, ответ профильного ведомства как бы намекает: формально все работает «как часы».

А с новой цифровой платформой, так и вовсе проблема решается сама собой – школы самостоятельно авторизуются, документы проходят контроль, финансирование – в пределах лимитов.

Но кто-то ведь допустил появление фиктивных учеников и учителей в частных школах? Кто-то ведь ранее не заметил, что частные школы открылись в зданиях ресторанов?

И, пока эти «невнимательные» не будут выявлены, есть ли гарантия, что не будет новых мошеннических схем?

Именно поэтому мы и ждали, считая дни, ответ министерства просвещения.

А получили отписку, в которой мошенничества как бы и нет. Есть только описание того, как система должна работать, без ответа на вопрос, почему же она не сработала.

Конечно, мы вправе обжаловать некачесвенный ответ государственного органа. И мы это обязательно сделаем.

Но все же до сих пор надеемся, что министерство просвещения соберется с духом и скажет свое веское слово в этой запутанной истории с финансированием частных школ.

Новости партнеров