Атака украинских дронов на инфраструктуру «Каспийского трубопроводного консорциума», поставляющего на экспорт казахстанскую нефть с Тенгиза, произошла 29 ноября. Удар стал самым разрушительным за всё время — один из терминалов в порту Новороссийска практически уничтожен. Ulysmedia.kz разбирается, почему за много лет Казахстан не нашёл альтернативу КТК, чем важен этот трубопровод для каждого жителя страны и почему США, чьи интересы тоже оказались под ударом, хранят молчание.
Казахстан формально контролирует только пятую часть «Каспийского трубопроводного консорциума» (доля КМГ — 19%), но для страны это приоритетный экспортный маршрут. В прошлом году по КТК прокачали 63 млн тонн нефти — немногим меньше рекордного показателя в 63 млн 474 тыс. тонн за 2023-й. В этом году по трубопроводу транспортировали «юбилейную», миллиардную тонну нефти. 80% сырья, идущего на экспорт в европейские страны по КТК, — с Тенгиза, главного месторождения Казахстана.
Аналитик нефтегазовой отрасли Абзал Нарымбетов, автор телеграм-канала Energy Analytics, подчёркивает: на отгрузки по КТК приходится порядка 80% казахстанского экспорта нефти и около 50% всей — не только нефтяной — экспортной выручки страны. В бюджете доля доходов от этих поставок составляет не менее 20%. Поэтому длительный вывод из строя даже одного причала в Новороссийске напрямую бьёт по казахстанской экономике.
— Некоторые наши эксперты говорят: это же нефть инвесторов, пусть они сами занимаются этим вопросом. Но ведь если эти компании не смогут экспортировать нефть по КТК, Казахстан не получит налогов. Это не только проблема инвесторов: все мы попадём под удар, — отмечает Абзал Нарымбетов.
Аскар Исмаилов, отраслевой аналитик и директор PACE Analytics, также акцентирует внимание на серьёзных последствиях атаки 29 ноября.
— «Каспийский трубопроводный консорциум» — основной экспортный маршрут для Казахстана, и когда из трёх морских причалов работает только один, экспорт идёт заметно медленнее. Это не катастрофа, но ощутимый удар. Часть добычи придётся временно снижать, что мы и наблюдаем. Бюджет недополучит деньги. Чем дольше продлится такой режим, тем больше будут потери, — рассуждает Аскар Исмаилов.
Исмаилов напоминает, что декабрь — это ещё и самый штормовой месяц в Чёрном море. Из-за сильных ветров и высоких волн танкеры зачастую просто не могут подойти к буйкам. А значит, экспорт в декабре может замедлиться ещё и из-за погоды.
Не стоит забывать и о недавних атаках на нефтяные танкеры в Чёрном море, дополнительно повысивших градус нестабильности. В этих условиях значимость «главной трубы Казахстана» лишь возрастает.
— Атаки на два судна у берегов Турции подняли стоимость страховки, и в целом Чёрное море становится более тревожной зоной. Это означает большее давление на логистику, удорожание фрахта, большие риски задержек танкеров. Это всё дополнительная нагрузка на КТК как на основной маршрут Казахстана. Сейчас особенно важно, чтобы КТК работал максимально без перебоев, — подчёркивает Аскар Исмаилов.
В такой ситуации важно озаботиться обеспечением безопасности на КТК — технологическим усилением и защитой от беспилотников, поскольку без соответствующей работы на месте главный экспортный маршрут Казахстана останется уязвимым.
В результате атаки одно выпускное причальное устройство (ВПУ), принимающее нефть с танкеров, выведено из строя. Второе, как назло, на плановом ремонте. Работает только третье. В Минэнерго РК стараются погасить панику и уверяют, что влияние атак на экспорт нефти невелико, но уже появились подсчёты, по которым Казахстан теряет десятки миллионов долларов и сотни тысяч тонн нефти.
Ключевой вопрос сейчас — когда на КТК запустят второе ВПУ. С каждым часом его простоя Казахстан теряет прибыль. А работы по ремонту могут продлиться ещё неделю.
— На том ВПУ, которое находится на ремонте, сейчас ускоряют работы. В принципе, запасов нефти хватит на 10 дней при полной остановке. При поставках по одному ВПУ — а одно ВПУ может качать 67% от общего объёма — запасов хватит на 20-30 дней. К этому времени, я думаю, второй причал уже введут в эксплуатацию, потому что изначально ремонт планировали завершить в декабре, — говорит Абзал Нарымбетов.
Ремонт ускоряют как могут, но излишняя спешка тоже опасна. Она чревата негативными последствиями при обслуживании терминала в будущем. Что касается того причала, по которому пришёлся удар морских дронов, то нет гарантий, что он вообще вернётся в эксплуатацию.
— Теоретически скоро Казахстан сможет снова получать нормальный темп отгрузки через две рабочие точки. А ремонты на серьёзно повреждённом втором ВПУ займут гораздо больше времени. Там сложная офшорная конструкция, и восстановление — вопрос месяцев, если она вообще подлежит восстановлению. Сама конструкция в диаметре примерно 16 метров и весом почти 300 тонн, — говорит Аскар Исмаилов.
Помимо экономической стороны вопроса есть и политическая. Казахстан — не враг Украине, но именно его интересы пострадали сильнее всего. Чего хочет Киев — и как быть Астане, чтобы сохранить свою знаменитую нейтральность и многовекторность?
Политолог Эдуард Полетаев подчёркивает: в современном глобализированном мире удар по интересам одной страны неизбежно задевает интересы других. В случае с атакой на КТК Казахстан ясно дал понять, что заинтересован в стабильной работе трубопровода и считает действия Украины избыточными.
— Я надеюсь, что Украина прислушается к позиции Казахстана и будет более аккуратной в своих действиях. Хотя нашей стране, не имеющей общих границ с Украиной, повлиять на неё не так просто. Товарооборот у нас сильно упал в последнее время, здесь механизмы влияния в меньшей степени могут быть задействованы. Однако у нашей дипломатии высокая договороспособность, и в целом у Казахстана — нормальная, здравомыслящая позиция. Стороны конфликта должны учитывать интересы третьих, не вовлечённых в него стран, — говорит Эдуард Полетаев.
Казахстан неоднократно выражал свою позицию по российско-украинскому конфликту и подчёркивал, что выступает за скорейшее мирное урегулирование. Разорвать все связи с Россией, одним из крупнейших торговых партнёров, просто невозможно. Казахстан и так ясно даёт понять, что не поддерживает войну — в том числе сажает за решётку своих граждан, участвовавших в боевых действиях на стороне РФ. На этом фоне понятно определённое раздражение Астаны из-за официальной реакции Киева и откровенно издевательских публикаций украинских СМИ.
— Нужно учитывать, как украинская дипломатия отреагировала на ситуацию. Она «приняла во внимание обеспокоенность». Аналитики говорят об ущербе на миллионы долларов, а Украина, по сути, действует по принципу «кто не с нами, тот против нас». Фактически украинская дипломатия потеряла весь глобальный Юг, у неё сложные отношения на китайском направлении, да и у нас не всё гладко. Можно вспомнить г-на Врублевского, который потерял должность посла в Казахстане из-за своих высказываний, после чего долго согласовывали и утверждали новую кандидатуру. Есть много причин, почему украинская дипломатия столь эмоциональна, но это давит на нейтральные страны. Непросто быть нейтральным государством — тебя будут тащить то в одну, то в другую сторону, даже провоцировать. Я не вижу особого практического смысла в ударах по КТК. Не так сильно это повлияет на экономическую устойчивость России, как заявляет МИД Украины, — подчёркивает Эдуард Полетаев.
Для Украины атака на КТК могла быть попыткой усилить позиции в переговорном процессе и продемонстрировать владение ситуацией. Но Астана не в восторге от того, что эти интересы реализуются за счёт Казахстана. При повторении ударов возможны и более жёсткие меры, чем стандартная дипломатическая «глубокая озабоченность».
Политолог Марат Шибутов считает, что время серьёзной реакции на атаки по КТК уже настало. По его мнению, дальнейшие недружественные действия должны повлечь конкретные меры по защите экономических интересов Казахстана.
— Мы в принципе уже исчерпали все уговоры, так что остались только действия, направленные на противостояние. Нет никакой надежды, что Украина прекратит атаки, как и на то, что российский Черноморский флот что-то сделает по охране российских портов. Так что Казахстану остаётся вводить санкции против Украины — экономические и политические. Других способов отстоять себя нет, — считает Марат Шибутов.
Впрочем, реальная вероятность, что Казахстан введёт ограничения против Украины, невелика. Такое решение могут истолковать как выбор стороны в чужой войне, а Астана связана по рукам и ногам «многовекторностью». Но никто не запрещал Казахстану передавать свои сигналы по другим каналам — в том числе через американских партнёров, чьи экономические интересы кровно связаны с КТК.
Корпорация Chevron, основной акционер «Тенгизшевройла», занимает третье место в мире по рыночной капитализации среди нефтегазовых компаний — после Saudi Aramco и Exxon Mobil. И Тенгиз — её приоритетный актив. До 2033 года американская компания будет получать основной приток прибыли именно с Тенгиза, а не со сланцевых проектов в США. За первое полугодие Chevron увеличил объём добычи на месторождении на 35 %.
Для Казахстана Chevron — тоже приоритетный инвестор. Как отмечает Абзал Нарымбетов, благодаря приходу американцев доля Тенгиза в нефтедобыче Казахстана с 1993 года выросла в десять раз — с 4 % до 40 %. Так что безопасность КТК — важный вопрос и для Chevron, и для властей страны.
В самой компании Chevron инцидент прокомментировали предельно сдержанно и подтвердили, что отгрузка нефти ТШО в порту Новороссийска продолжается. В результате атаки сотрудники компании не пострадали. Дальнейшие вопросы Chevron переадресовал в КТК, но компания подчеркнула приоритетную экономическую значимость трубопровода.
— «Каспийский трубопроводный консорциум» является важнейшим экспортным маршрутом, обеспечивающим доставку нефти, добытой в Казахстане, на международные рынки. Его бесперебойная работа имеет ключевое значение не только для производителей, но и для многих стран, которые зависят от этой системы транспортировки в целях обеспечения своей энергетической безопасности, — прокомментировали в Chevron.
На этом фоне возникает вопрос: почему США, чьи крупнейшие нефтегазовые компании работают на Тенгизе, не отреагировали на инцидент? Неужели интересы американского бизнеса в Казахстане не заслуживают защиты?
Доктор Роберт М. Катлер, старший научный сотрудник и директор программы энергетической безопасности Канадской ассоциации НАТО (университет Ватерлоо, Канада), указывает, что США уже оказали определённую помощь своим компаниям, выведя КТК из-под санкций. У Chevron в консорциуме, напомним, доля в 15%.
— С точки зрения Вашингтона такое развитие событий остаётся серьёзным, но управляемым операционным риском для двух очень крупных диверсифицированных компаний. Удары не привели к серьёзному потрясению на рынке или к неконтролируемой эскалации. В то же время Соединённые Штаты явно заинтересованы в многовекторной внешней политике Казахстана и продолжают обеспечивать негласную техническую поддержку КТК и «Тенгизшевройла» через узконаправленные исключения из-под санкций против России. В противном случае операции КТК и ТШО были бы запрещены, — подчеркивает Роберт Катлер.
Эксперт объясняет, что Вашингтон не может выступить с осуждением атак по КТК, так как это некорректно воспримут на международном уровне.
— Любое прямое заявление о том, что Украина «не должна» наносить удары по терминалу в Новороссийске, в Москве, Киеве и европейских столицах расценили бы как попытку защитить российскую экспортную инфраструктуру в военное время. Это напрямую бы противоречило политике ограничения выручки, которую Россия получает от энергоносителей, и стало бы отличным подарком для российской пропаганды. Ремонтные работы уже идут, и нет риска, что маршрут будет закрыт на несколько лет. Любые публичные упрёки в адрес Украины выглядели бы как переход на сторону России. Избегать публичной критики Киева важнее, чем открыто защищать КТК, — резюмирует доктор Катлер.
Казахстанские отраслевые аналитики и политологи также сходятся во мнении, что публичных заявлений от Вашингтона ждать бессмысленно — но это не значит, что сигналы не передаются по закрытым каналам. Возможно, европейские партнёры также выразили озабоченность действиями Киева — нефть, которая идёт по КТК, в основном направляется в Европу.
После атаки на КТК многие казахстанские журналисты, общественники и блогеры задались вопросом: почему страна так сильно полагается на один-единственный экспортный маршрут, где первую скрипку играет Россия? Где были «КазМунайГаз» и Минэнерго все предыдущие годы, почему не подумали об альтернативах?
Ответ достаточно прост. Во-первых, альтернативы КТК есть, но уступают по маржинальности и потенциальным объёмам. Во-вторых, до недавнего времени на эти запасные пути не было спроса ни со стороны Казахстана, ни со стороны потенциальных покупателей нефти. Например, Китай и Турция лишь недавно начали переходить на казахстанское сырьё вместо российского, которое раньше покупали с дисконтом. В-третьих, есть технические ограничения, которые не позволяют Казахстану полностью отказаться от КТК.
По оценке Абзала Нарымбетова, сейчас Казахстан способен перенаправить на альтернативные маршруты не более 20 млн тонн нефти, идущей по КТК — максимум треть от годового объёма. Аскар Исмаилов добавляет, что транспортировка нашего сырья по «запасным путям» обойдётся дороже в три-четыре раза.
— У Казахстана есть запасные варианты: нефтепровод в Азербайджан (БТД), направление в Россию Атырау-Самара (и дальше в «Дружбу»), маршрут в Китай. Но все эти направления вместе могут заменить лишь небольшую часть того, что обычно идёт через КТК. У каждой альтернативы свои сложности — и технические, и финансовые, — говорит Аскар Исмаилов.
Аналитики признают, что сейчас у КТК нет аналогов по стоимости и удобству транспортировки нефти, но ещё не поздно подумать об их создании. В нынешних условиях минимизация рисков может оказаться важнее, чем экономия.
— Новая атака может потенциально случиться в любой момент. Наш северный сосед тоже может в любой момент перекрыть этот маршрут, как это было в 2022 году. Поэтому надо заниматься диверсификацией. Да, другие маршруты дороже, но почему бы уже сейчас не работать над тем, чтобы их удешевить на будущее? К сожалению, у нас нет ответственного органа, который мог бы вести такие стратегические проекты. Основную инициативу здесь должно проявить государство, — констатирует Абзал Нарымбетов.
В качестве главной альтернативы КТК чаще всего называют маршрут «Баку — Тбилиси — Джейхан» (БТД). Минэнерго РК хотело бы активнее его использовать: в конце 2024 года оно строило планы по увеличению поставок через БТД в 13 раз. Увы, это нереалистичные цифры. БТД, по самым смелым оценкам, может принять до 20% от казахстанского экспорта. Возможности маршрута ограничены пропускной способностью порта Актау и интересами Баку.
Азербайджанская нефть Azeri Light обычно торгуется дороже Brent. Казахстанская — ниже по качеству. Смешивать их можно лишь до некоторой степени, иначе для Баку станет невыгодно пускать через свой трубопровод сырьё с Тенгиза и Кашагана. После атаки на КТК Казахстан уже нарастил поставки по БТД — но говорить о кратном увеличении нельзя. К тому же «Баку — Тбилиси — Джейхан» тоже по-своему уязвим. В августе перекачку нефти по нему останавливали после обнаружения хлоридов в одном из резервуаров. Это драматически сказалось на стоимости Azeri Light и экспортной выручке Азербайджана. Баку явно не хочет повторения подобных ситуаций.
Впрочем, недавняя новость о том, что азербайджанская госкомпания SOCAR планирует зайти на месторождение Дунга в Казахстане — предпосылка к более активному использованию БТД. Абзал Нарымбетов считает, что Баку было бы выгодно развивать этот маршрут вместе с Астаной, поскольку собственная добыча в Азербайджане падает, а внутреннее потребление нефтепродуктов растёт.
— Всё упирается в экономику. Я не думаю, что какие-то ближайшие государства, кроме Казахстана, могут использовать «Баку — Тбилиси — Джейхан». Азербайджан не может заполнить свой трубопровод, который ещё и не окупился — он будет просто вынужден договариваться с Казахстаном. Да, у нас нефть чуть хуже по качеству, но это лучше, чем ничего. Я уже три года говорю, что нам с Азербайджаном нужно объединиться на взаимовыгодных условиях. Если SOCAR отодвинет свои высокие требования на задний план, можно будет скооперироваться и заработать больше вместе, — говорит Абзал Нарымбетов.
Глава КМГ Асхат Хасенов ранее уже договаривался с SOCAR об увеличении объёмов транспортировки, так что у азербайджанского направления есть перспективы. Но полностью заменить КТК этот маршрут не сможет.
— Поэтому важно восстановление нормальной работы КТК. Самое главное — работать над стратегическим решением проблемы. Четвёртый НПЗ, очевидно, нужно было строить давно. И, конечно, решать вопрос с мощностями хранения нефти, о которых говорил президент, — указывает Аскар Исмаилов.
В любом случае, атака по КТК поднимает много неудобных вопросов. Причём на всех уровнях — от качества работы МИДа и умения «КазМунайГаза» планировать на будущее до критической зависимости казахстанской экономики от экспорта нефти. Как отвечать на эти вопросы, властям Казахстана лучше задуматься уже сейчас — не дожидаясь, когда страна вновь станет заложницей чужого противоборства.