×
513.45
596.99
6.59
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
513.45
596.99
6.59

Трагедии, скандалы и назарбаевский след: какие перемены ждут корпорацию «Казахмыс»

Сегодня, 12:00
Трагедии, скандалы и назарбаевский след: какие перемены ждут корпорацию «Казахмыс»
коллаж Ulysmedia

Сразу двум крупным казахстанским корпорациям предрекают скорую смену не только руководства, но и владельцев. Одна из них — «Казахмыс», печально известный за счёт связей с семьёй Нурсултана Назарбаева, регулярных смертельных случаев на рудниках и непрозрачности финансовых потоков. Готовы ли власти Казахстана списать в архив олигарха Владимира Кима? И что известно о потенциальной сделке? Разбирается Ulysmedia.kz.

Требуется перестройка?

В конце ноября агентство Bloomberg сообщило, что сразу две крупные горнодобывающие компании в Казахстане — корпорация «Казахмыс» и «Казцинк» — могут вскоре сменить владельцев. И в обоих случаях приобретением этих активов якобы интересуются инвесторы из строительной отрасли.

По данным Bloomberg, бенефициарный собственник крупной строительной компании Integra Construction Шахмурат Муталип рассматривает покупку 70% долей «Казцинка», одного из крупнейших производителей цинка, свинца, меди и драгоценных металлов. Сейчас генеральный инвестор компании — швейцарский Glencore.

Одновременно с этим другой строительный магнат, основной владелец группы компаний Qazaq Stroy Нурлан Артыкбаев (44-е место в казахстанском списке Forbes), якобы приценивается к корпорации «Казахмыс». При этом Bloomberg подчёркивает: ещё рано утверждать, что хотя бы одна из этих сделок состоится.

   — Нет никаких гарантий, что какая-либо из этих сделок будет заключена. Договорённости о цене и способах оплаты ещё не достигнуты, — пишет Bloomberg.

В качестве примера аналогичной сделки зарубежное издание ожидаемо приводит выкуп компании «АрселорМиттал Темиртау» Андреем Лаврентьевым. Однако, невзирая на наличие прецедента, Bloomberg напоминает: разговоры о продаже доли в «Казцинке» со стороны Glencore идут давно и пока ни к чему не привели. А нынешние собственники горнодобывающих гигантов, включая нажившего состояние в назарбаевскую эпоху Владимира Кима, в целом хорошо ладят с властями «Нового Казахстана».

   — Нет доказательств, что сегодняшние собственники «Казахмыса» и «Казцинка» сталкиваются с какими-то проблемами со стороны властей. У обоих есть связи во внутреннем круге богачей, окружавших Назарбаева, — пишет Bloomberg.

Но такие публикации на ровном месте не появляются. Может быть, в Акорде действительно решили, что горнодобывающей области Казахстана нужна перестройка?

Сделки без комментариев

В соцсетях поспешили связать возможные переговоры по «Казахмысу» и «Казцинку» и недавние встречи президента Токаева с Муталипом и Артыкбаевым. Но связь между этими фактами не очевидна.

Встреча Шухрата Муталипа с президентом Токаевым, которую многие восприняли как подтверждение предстоящей сделки, может быть связана с планами по выкупу других важных активов. Ранее стало известно, что Integra Construction рассматривают как ключевого инвестора в проекте по строительству Экибастузской ГРЭС-3. Компания Муталипа ранее также вошла в консорциум по возведению новой электростанции в Туркестанской области, получила ряд крупных госконтрактов и активно строит новые школы. Так что главе государства и без потенциального выкупа «Казцинка» было что обсудить с бизнесменом.

Политологи, экономисты и эксперты по промышленности, к которым журналист Ulysmedia.kz обратился с просьбой прокомментировать возможность этих сделок, в основном отказались давать оценки и прогнозы — по крайней мере, не анонимно. Один из источников высказал сомнения насчёт того, что инвестор, которого в публикации Bloomberg назвали потенциальным покупателем «Казахмыса», может себе позволить такое приобретение. Другие подчеркнули, что комментировать пока нечего: если переговоры и идут, то за закрытыми дверями, и какие-то конкретные контуры окончательных договорённостей отсутствуют.

   — Эти потенциальные сделки выглядят политическими, на мой взгляд. А все политические сделки, тем более в нашей реальности, мне никогда не нравились из-за отсутствия прозрачности и множества других вопросов, — сдержанно высказался эксперт по горнодобывающей отрасли Тимур Одилов.

Между тем за текущий год это уже второй раз, когда в казахстанское медиапространство «вбрасывают» информацию о возможной смене владельцев «Казахмыса». В марте уже появлялись неподтверждённые слухи о переговорах по передаче восьми месторождений полезных ископаемых, которые контролирует корпорация, иностранному инвестору. Эти предположения в компании практически сразу опровергли.

    — «Казахмыс» не ведёт переговоры о продаже каких-либо месторождений иностранным или каким-либо другим инвесторам, — подчеркнули тогда в корпорации.

Сейчас аналогичных заявлений от «Казахмыса» не последовало. Значит ли это, что один из крупнейших горнодобывающих холдингов страны — следующий в списке на обновление списка бенефициаров?

«Казахмыс» — второй «Арселор»?

Налоговые нарушения, финансовая непрозрачность, большие сомнения в безопасности условий труда на предприятиях и череда скандалов, в том числе связанных с трагическими случаями, — достаточный список поводов, чтобы задуматься, не повторит ли корпорация «Казахмыс» судьбу другой печально известной компании, «АрселорМиттал Темиртау».

   — Очень похоже, что будет второй «Арселор», как под копирку, — предположил один из тех источников, которые воздержались от более развёрнутых комментариев.

Конечные бенефициары «Казахмыса» — президент KAZ Minerals Владимир Ким и Эдуард Огай. Владимир Ким одно время считался самым богатым бизнесменом Казахстана, а сейчас занимает третье место в национальном рейтинге Forbes. Состояние он нажил во времена Назарбаева, и нет ничего удивительного в том, что название «Казахмыс» продолжают прочно ассоциировать с фамилией первого президента. Корпорация много лет поддерживает учреждённые назарбаевским фондом НКО, а самого Кима прозвали «кошельком Назарбаева». Брат первого президента Болат Назарбаев в далёком 2004 году даже входил в совет директоров «Казахмыса» — правда, акционером корпорации никогда не был.

В начале этого года даже появились слухи о том, что корпорация якобы купила Нурсултану Назарбаеву бизнес-джет Airbus ACJ Two Twenty за 84 млн долларов. В самой компании это, разумеется, опровергли. И пояснили, что дорогая покупка была обусловлена «производственными потребностями». Но сам факт, что такие предположения продолжают появляться в соцсетях, многое говорит о прошлом «Казахмыса».

Не исключено, что желание властей «Нового Казахстана» покончить с этим прошлым — главный мотив, который стоит за планируемой сделкой по смене руководства в корпорации. Но не единственный.

Куда уходят деньги

Чтобы понять, какую роль «Казахмыс» играет в казахстанской экономике, нужно обратить внимание, сколько налогов платит корпорация и сколько она зарабатывает. Это можно оценить по финансовой отчётности. Так, в 2024 году сообщалось, что «Казахмыс» выплатил 109,27 млрд тенге налогов при 1,35 трлн тенге выручки и 18,4 млрд тенге прибыли.

При этом часть доходов горнодобывающей компании уходит за рубеж (или, по крайней мере, проходит через иностранные юрлица). Зарегистрированная в Нидерландах KCC B.V. контролирует холдинговую компанию АО «Kazakhmys Copper», которая, в свою очередь, владеет ТОО «Корпорация Казахмыс». Чтобы оценить масштабы бизнеса, заглянем в финансовую документацию: АО «Kazakhmys Copper» за 2024 год при совокупных активах в 2,3 трлн тенге заработало почти 63,5 млрд тенге чистой прибыли.

Под крылом МФЦА ютится ещё и холдинговая компания поменьше, Kazakhmys Holding Limited Эдуарда Огая и Владимира Кима. По данным из открытых источников, за всё время существования она перечислила в бюджет чисто символические 5,6 млн тенге.

По словам аналитика Артура Шахназаряна, оценить реальную значимость «Казахмыса» для казахстанской экономики затруднительно из-за непрозрачности процессов. Но есть подозрения, что корпорация не приносит государству столько выплат, сколько хотелось бы.

   — Самое главное — значимость горнодобывающих корпораций в нашей экономике. Сколько они платят в бюджет? Если внимательно посмотреть, то не очень-то и много. Потенциал большой — есть страны, которые живут на одной меди, на экспорте металлов, и им денег хватает. А у нас почему-то отдачи нет от этих компаний. Соотношение доходов от горнодобывающей промышленности к доходам от нефтянки — примерно один к десяти. Получается, что добытый металл экспортируют по бросовой цене, без обработки — голую руду вывозят, и всё. А вся переработка сосредоточена за рубежом. Поэтому сложно адекватно оценить экономическую отдачу от этих корпораций, — пояснил эксперт.

В прошлом у властей Казахстана неоднократно возникали финансовые вопросы к «Казахмысу» и другим крупным горнорудным компаниям. Один из последних прецедентов был в 2022 году, когда «Казахмыс» и группу KAZ Minerals по итогам проверок уличили в налоговых нарушениях. Общие претензии тогда составили порядка 100 млрд тенге, конкретно к «Казахмысу» (недоплаты по налогам, штрафы и пени) — 42 млрд тенге. По этой сумме можно примерно предположить, сколько денег в бизнесе Кима могут идти «мимо кассы».

Возможно, именно поэтому «Казахмыс» не стал реальной движущей силой для экономики области Улытау. Да, для Жезказгана это безусловно важный работодатель, но поскольку крупные денежные потоки уходят наверх по холдинговым цепочкам и теряются в офшорных облаках, на уровне региона предприятия приносят не так уж много денег. Кроме того, периодически у корпорации возникают конфликты с местными подрядчиками и сотрудниками — например, в 2024 году её обвиняли в лоббировании интересов одной из подрядных организаций при госзакупках.

Пропавшая руда

Большое медийное внимание привлекли и обвинения в адрес «Казахмыса» насчёт якобы незаконного экспорта редкоземельных металлов. Заявления о том, что лаборатории компании якобы фальсифицировали содержание ценных веществ в руде и продуктах её переработки, которые направляли на экспорт, впервые прозвучали из уст Бахыт Адиловой, бывшей сотрудницы «Казахмыса». Позже эту тему подхватила партия «Ак жол», которая просила проверить, как учитывают состав вывозимого за рубеж сырья и формируют его стоимость.

Сам «Казахмыс» всё решительно отрицал и вообще реагировал на эти предположения крайне резко — вплоть до того, что потребовал у журналистов Exclusive.kz опровергнуть публикацию, полностью основанную на официальном ответе Минпромстроя. Так что тема незаконного экспорта (вне зависимости от того, имел ли он место на самом деле) представляется ещё одной «болевой точкой» корпорации. Может ли за слухами скрываться реальная проблема, которая обходится Казахстану в миллионы тенге недополученной выгоды?

Один из источников Ulysmedia.kz допустил, что претензии к горнодобывающим компаниям со стороны казахстанских властей и желание сменить инвесторов могут быть связаны в том числе с экспортом руды по бросовым ценам и с тем, что местные олигархи так и не научились извлекать из «мусора» крупицы редких металлов. Доходность по редкоземельным элементам, которые зачастую добывают как сопутствующие продукты при разработке других месторождений, — выше, чем по нефти. Не исключено, что власти Казахстана рассматривают возможность привлечения новых управленцев, готовых развивать перспективное и плохо разработанное направление промышленности.

Однако это лишь версия. Проверить её мешает общая непрозрачность, царящая в горнодобывающей отрасли Казахстана.

Конвейер трагедий

В своё время последней каплей, побудившей власти Казахстана отдать «АрселорМиттал Темиртау» новому отечественному инвестору, стали трагические случаи на производстве. Если сейчас в Акорде действительно задумались о смене топ-менеджмента «Казахмыса», причина может быть той же самой: большое количество смертей и низкие стандарты охраны труда на предприятиях корпорации.

«Казахмыс» регулярно «с прискорбием сообщает» об очередных смертельных случаях на своих рудниках. В 2023 году мы уже составляли печальный список и подсчитали, что к тому моменту на производстве погибли как минимум 35 сотрудников корпорации. С того момента перечень пополнили и другие трагедии: гибель двух рабочих на шахте «Саяк-3» в 2024 году, а также обрушение породы на руднике «Жомарт» в 2025-м, в результате которого скончались ещё семь человек.

Вдобавок бывшие сотрудники «Казахмыса» регулярно жалуются на несправедливые компенсации и нарушения своих трудовых прав. В случае с Лакшми Митталом «АрселорМиттал Темиртау» летальные случаи, жалобы и скандалы наконец переполнили чашу терпения государства, и предприятию оперативно подыскали нового собственника.

Главный вопрос — достаточно ли дружат с властями олигархи Ким и Огай, чтобы избежать повторения этой судьбы?

Новости партнеров