×
524.65
607.02
6.48
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
524.65
607.02
6.48

Тяжёлый металл: зачем Казахстан отдаёт свой вольфрам американцам

Сегодня, 08:40
Тяжёлый металл: зачем Казахстан отдаёт свой вольфрам американцам
Коллаж Ulysmedia

Токаев договорился с Трампом о крупной сделке: одно из важнейших месторождений вольфрама в Казахстане будет разрабатывать американский инвестор. Выгодно ли это Казахстану? Может ли страна добывать ценный металл самостоятельно? И почему этот проект грозит быть тяжёлым в реализации? Ответы искал корреспондент Ulysmedia.kz.

Каковы условия сделки?

В начале ноября стало известно, что американская компания Cove Capital займётся добычей вольфрама на крупнейшем месторождении в Казахстане. Американцы будут контролировать 70 % совместного предприятия, остальные 30 % достанутся национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук». Сделка стала частью переговоров между президентами Казахстана и США в Вашингтоне.

Речь идёт о разработке участков Северный Катпар и Верхнее Кайрактинское в Карагандинской области. Сейчас там работает дочернее предприятие «Тау-Кен Самрука» - ТОО «Северный Катпар». В прошлом году эта компания не смогла выполнить контрактные обязательства по добыче и понесла убытки (-92 млн тенге).

Стоимость сделки оценивают в 1,1 млрд долларов. Сколько может заработать на казахстанском вольфраме американский инвестор — пока можно лишь предполагать.

Чем важен вольфрам?

Вольфрам — тяжёлый, тугоплавкий и очень плотный металл. Его применяют для производства высококачественных сталей и особо прочных сплавов. Вольфрам используют в военной, химической, электронной промышленности, при изготовлении инструментов. И даже для производства обычных ламп накаливания применяют именно его. Этот металл относят к критически важным минералам.

Вольфрам довольно редко встречается в природе. Помимо Казахстана, вольфрамовые месторождения есть в Канаде, Китае, США, России, Южной Корее, Испании, Португалии и нескольких других странах. Китай и Южная Корея лидируют по экспорту этого металла.

На Лондонской бирже металлов вольфрам торгуют по цене в 52,5 тыс. долларов за тонну (около 27,6 млн тенге).

Казахстан начал извлекать первую заметную выручку из торговли вольфрамом только в этом году. За первые пять месяцев 2025-го страна экспортировала 174 тонны вольфрамовых руд и концентратов.

Выгодна ли эта сделка для Казахстана?

Самый важный вопрос - что даст Казахстану приход Cove Capital на крупнейшее вольфрамовое месторождение? Политолог Марат Шибутов уверен: эта сделка будет выгодна Казахстану. Благодаря американским инвестициям страна получит долю прибыли от продажи металла, налоговые поступления, рабочие места и развитие экспортных направлений. Но стоит понимать, что это сложный проект.

  - Я про Верхнее Кайракты узнал, ещё когда в вузе учился - его приводили в пример как потенциальную неосвоенную возможность. И с тех пор никак не могли освоить, — напоминает Марат Шибутов.

Одной из главных сложностей станет отсутствие инфраструктуры. Месторождение находится близ станции Жарык в Карагандинской области, где сейчас практически ничего нет. Потребуется всё строить с нуля: прокладывать дорогу, тянуть линии электропередачи, обустраивать водопровод. Это потребует больших вложений, которые не сразу окупятся.

Зачем американцам казахстанский вольфрам?

Но если проект удастся успешно реализовать, в выигрыше останется не только Казахстан. США тоже получат немалую выгоду от инвестиций - в первую очередь потому, что снизят зависимость от импорта металла из Китая.

  - Основной добытчик и потребитель вольфрама в мире — Китай. Он его добывает у себя и использует в промышленности, в основном при выплавке стали. Другая роль вольфрама в виде нитей накаливания в лампочках резко снизилась, а вот легированная сталь продолжает потреблять вольфрам. Была ещё одна ниша в виде бронебойных сердечников для снарядов, но там велика конкуренция со стороны обеднённого урана, который является отходом и поэтому уже априори дешевле. Пока США не поссорились с Китаем, своё производство вольфрама им было не нужно. Сейчас они встали на путь жёсткой конкуренции, и поэтому США нужен вольфрам, — объясняет Марат Шибутов.

Между прочим, китайцы ещё в 2018 году тоже присматривались к этому проекту. Тогда стоимость разработки месторождения предварительно оценили в 750 млн долларов. Но китайские инвесторы не рискнули вкладываться в казахстанский вольфрам.

  - Нужно было строить рудник, обогатительную фабрику, вахтовый посёлок на шесть тысяч рабочих. Сейчас этот проект ещё дороже, и пока не понятно, что будет продукцией - концентрат или что-то более высокого передела. При этом ещё не ясно, как доставлять концентрат - американцам же нельзя работать с РЖД, а китайцы могут заблокировать проезд, - указывает политолог.

Месторождение, куда придёт Cove Capital, разведали ещё в 50-е годы прошлого века. Нацкомпания «Тау-Кен Самрук» пыталась что-то из него выжать с 2016-го. Пока эти усилия не увенчались успехом. Но, может быть, у компании из США есть технологии, которые позволят добиться результата?

  - Если бы это месторождение было прямо такое замечательное, его бы освоили уже давным-давно, но оно сложное само по себе и находится в сложном районе. Поэтому если американцы справятся -уже классно, — говорит Марат Шибутов.

Может ли Казахстан добывать вольфрам самостоятельно?

Теоретически Казахстан может и сам разрабатывать свои вольфрамовые месторождения. Благо, запасы этого металла в нашей стране — одни из самых крупных в мире. По приблизительным оценкам, Казахстан по вольфрамовому потенциалу находится на втором месте после Китая.

Но есть проблема - местным компаниям недостаёт компетенций и продвинутых технологий для добычи вольфрама. По словам Марата Шибутова, американский инвестор в принципе мог бы поделиться своими разработками, но здесь многое зависит от специфики конкретного месторождения. Важно понять, что в итоге будут добывать в Карагандинской области - вольфрамовый концентрат или что-то более ценное.

  - Если всё закончится на концентрате, то никакие технологии особо не передашь, потому что они, как правило, привязаны к конкретному месторождению. Да и мы сами многим владеем, потому что у нас есть свои действующие месторождения, например, в Алматинской области. Насчёт более высоких продуктов я не так уверен: у нас просто нет таких производств. Так что, если тут хотя бы начнут получать концентрат - уже хорошо, - заключил Марат Шибутов.

Сделка действительно замечательная — в том числе с точки зрения пользы для Казахстана (30% долей в совместном предприятии для «Тау-Кен Самрук» — очень неплохой расклад). Но перед Cove Capital стоит определённый вызов. Проект будет сложным и длительным в реализации. Справится ли американская компания с тем, что не сумели сделать казахстанцы и китайцы? Время покажет.

Новости партнеров