10 ноября - важная дата для Турции – в этот день в 1938 году скончался великий реформатор Мустафа Кемаль Ататюрк, передает Ulysmedia.kz.
В 09:05 страна замолкает – полная тишина на улицах, останавливаются машины, замирают прохожие. Только звучат сирены. Так в Турции отдают дань памяти человеку, сумевшему возродить страну после краха Османской империи и создать государство, которое крепко стоит на ногах и сегодня.
Мустафа Кемаль Ататюрк - основатель и первый президент Турции родился в 1881 году в Салониках, тогда ещё принадлежавших Османской империи. Его детство прошло в обычной мусульманской семье, а дальнейший путь - через военные школы, фронт и политические баталии. Он прошёл через Балканские войны, видел распад империи, стал одной из ключевых фигур Младотурецкой революции 1908 года. Но главное испытание для него началось после 1918 года, когда Османская империя фактически рухнула в Первую мировую войну.
Именно тогда Ататюрк возглавил национально-освободительное движение, которое отбросило оккупационные войска и в 1923 году привело к рождению Республики Турция. Но для Ататюрка победа в войне была только началом. Он видел своё государство не как продолжение старых традиций, а как шанс начать всё заново - опираясь на науку, образование и гражданскую зрелость общества.
Он упразднил халифат, ликвидировал религиозные суды, передал всё образование под контроль государства и создал единую светскую школьную систему. Для разработки новой модели образования он пригласил американского философа и педагога Джона Дьюи. Вместо религиозных догм он делал ставку на науку, гражданское право и равные возможности.
Отдельное место в его реформаторском курсе занял женский вопрос. Новый Гражданский кодекс 1926 года отменил многожёнство, признал только гражданский брак и дал женщинам равные права в суде и семье. Через восемь лет, в 1934 году, турчанки получили политические права - смогли голосовать и баллотироваться в парламент. Для 1930х это было революционным шагом, и не только для мусульманского мира, но и для многих стран Европы.
Важно, что Ататюрк действительно верил в равенство. Он появлялся на публике с женой Латифе ханым, образованной женщиной, которая отказалась от вуали и вела себя свободно - для того времени это стало символом новой эпохи. Эти шаги болезненно воспринимались консерваторами, но становились ориентиром для молодого поколения. Ататюрк не был атеистом и не выступал против веры, но добивался, что религия не была инструментом власти.
- Ислам возвысится, если перестанет быть политическим инструментом, как это было в прошлом, - говорил он.
И считал, что вера должна быть в сердце, а государство - жить по законам, основанным на разуме и справедливости.
Не менее важен другой аспект - его отношение к тюркским народам. Ататюрк понимал, что в начале XX века почти все тюркские народы оказались в составе СССР и лишились самостоятельной политической воли. Народам Центральной Азии, а также тюркам на других территориях пришлось пережить тяжёлые реформы, репрессии и системное подавление национальных культур.
Ататюрк не мог вмешиваться напрямую, потому что Турция была молодой республикой и не могла позволить себе конфликт с Советским Союзом. Но он никогда не видел тюркские народы как «чужих». Наоборот, всегда подчёркивал общие корни, родство языка, истории и культурной памяти.
Говорил он и о том, что тюркские народы рано или поздно смогут жить свободно на своей земле.