В ночь на 7 ноября Касым-Жомарт Токаев провёл переговоры с Дональдом Трампом в Белом доме, и одним из итогов встречи, который сегодня обсуждают в мире, стало присоединение Казахстана к Авраамским соглашениям.
Корреспондент Ulysmedia рассказывает, что это за соглашения, почему они вызвали такой интерес и какое значение их подписание может иметь для внешней политики Казахстана.
Авраамские соглашения – это серия договоров о нормализации отношений между Израилем и рядом арабских стран, которые десятилетиями, по всем известным причинам, находились в состоянии конфликта.
Соглашения были инициированы Дональдом Трампом во время его первого президентского срока. Так, в 2020 году при посредничестве его администрации в формат вошли Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Судан и Марокко. Название отсылает к Аврааму (Ибрахиму), которого в качестве пророка признают как иудеи, так христиане и мусульмане.

Фото: White House, Joyce N. Boghosian.
Отметим, что отношение мирового сообщества к соглашениям нельзя назвать однозначным. Инициатива получила одобрение на Западе и обернулась критикой в исламском мире.
Так, документ осудили в Иране, Катаре и Кувейте, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган угрожал закрыть посольство в Абу-Даби в ответ на решение Эмиратов. Остальные страны Персидского залива присоединяться к соглашениям тоже не спешат, особенно на фоне продолжающихся обстрелов в Палестине.
Так зачем же в столь спорный пакт вступать Казахстану, который и без того имеет ровные дипломатические отношения со всеми игроками на Ближнем Востоке?
Подчеркнём, что присоединение Казахстана к «Авраамским соглашениям» — не неожиданность. Ещё в начале августа об этих планах со ссылкой на источники сообщало издание The Times of Israel. По его данным, шаг может носить во многом символический характер и укрепить сотрудничество в сферах безопасности, технологий и инвестиций.
Депутат Айдос Сарым — историк по образованию и зампредседателя комитета по международным делам мажилиса, считает, что Казахстан стремится увеличить свое участие в глобальных политических процессах.

Фото: El.kz
— Казахстанцы во внешней политике держатся курса на многовекторность. Большинство проектов, в которых мы участвуем, всё-таки континентальные, то есть они осуществляются в рамках Евразии. Любая политика начинается с географии — у нас есть хорошие отношения в рамках ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, Исламской организации сотрудничества и других. И сейчас мы выходим уже на другой уровень — транснациональный. Мы пытаемся капитализировать те отношения, которые уже имеются.
У нас есть хорошие отношения с арабскими странами, где-то даже эксклюзивные отношения с тюркскими и другими государствами. Понятно, что это только первый шаг, но мы пытаемся быть субъектными. Мы стараемся реализовывать свою политику — стратегию средней державы. Поэтому я думаю, что это логичный шаг, который увеличивает нашу субъектность, востребованность и участие в больших глобальных политических процессах.
– Вы упомянули арабские страны. Известно, что многие из них, а также Турция, не поддерживают соглашения. Нет ли риска, что присоединение может осложнить отношения с этими странами?
— Турция и Азербайджан позиционируют себя как «одна нация, два государства». При этом одним из основных поставщиков нефти, помимо Казахстана, является Азербайджан. То есть каждая страна всё-таки проводит свою политику, исходя из национальных интересов — и это нормально.
Я думаю, что наши турецкие братья тоже прекрасно понимают, что происходит в мире и как меняется ситуация. Даже сейчас, несмотря на жёсткие заявления и оценки, отношения между турецким и израильским бизнесом продолжаются. Есть политика, есть текущие процессы, есть экономические интересы.

Фото: Акорда.
— То же самое касается и арабских стран - они тоже разные, верно? В мире существует Ассоциация арабских государств, куда входят около тридцати стран, и у каждой из них своя политика. Даже общность веры и языка мало влияет на это. Египет вынужден выстраивать с Израилем одни отношения, Иордания — другие. Чем дальше, тем отношения отличаются; чем ближе — тем сложнее.
Это пример того, как важно выстраивать собственные интересы, не оглядываясь на внешние оценки. Каждое государство живёт своей жизнью и формирует свои связи. Казахстан — не исключение. Кто бы что ни говорил, но мы также являемся одним из крупных поставщиков нефти в Израиль. Это наши налоги, наши пенсии, – считает депутат.
Добавим, что в момент написания статьи министерство иностранных дел Казахстана выступило с официальным заявлением. Ведомство сообщило, что присоединение к Авраамским соглашениям будет способствовать укреплению сотрудничества нашей страны со всеми заинтересованными государствами.
МИД подчеркивает, что Казахстан продолжит выступать за справедливое урегулирование ближневосточного конфликта на основе норм международного права, соответствующих резолюций ООН и принципа «два государства для двух народов».