Ulysmedia.kz продолжает серию материалов о том, как справляются со своими обещаниями акимы регионов. Глава Жамбылской области Ербол Карашукеев часто мелькает в СМИ с амбициозными планами по развитию региона. Однако население оценивает эффективность его работы неоднозначно.
В сентябре исполняется два года как экс-министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев возглавил Жамбылскую область. А еще исполняется год с памятной пресс- конференции, где аким делился планами по выводу региона из списка дотационных. И пока можно констатировать, что это у него получается плохо. Если в 2024 году субвенции из республиканского бюджета составляли 426,3 млрд тенге, то в 2025 на поддержку региона выделили уже 465,9 млрд. Причем это второе место по «прожорливости» после Туркестанской области.
Тем не менее, судя по отчетам акимата об исполнении плана развития Жамбылской области на 2021-2025 годы все идет как должно. Правда упор сделан на освоение выделенных средств, достижение индикаторов, показателей и количество проведенных мероприятий. Без особой конкретики, точнее она есть, но обновляется далеко не оперативно. Например, в некоторых случаях, в акимате, говоря об итогах прошлого года, ссылаются на отсутствие данных от Национального бюро статистики, которые были опубликованы еще в апреле. То есть можно говорить, что подобные отчеты областной власти имеют больше формальный оттенок. Более того, в какой-то мере даже пытаются ввести в заблуждение. Например, в строке по охвату детей от 2 до 6 лет дошкольным образованием акимат констатирует, что в пяти районах зафиксирован рост очереди в детские сады.
В Кордайском районе запланированные места так и не появились, а в Мойынкумском вообще план недовыполнен процентов на пять. Тем не менее, вердикт акимата – «исполнено», и поспорить с цифрами сложно – как планировали охватить 95,1%, так и сделали и неважно, что за счет областного центра и только четырех из десяти районов.
Поэтому на отчеты областной власти ориентироваться так себе идея, и чтобы понять куда движется регион под руководством Карашукеева, обратимся к цифрам Нацбюро по статистике и словам самого акима. В декабре прошлого аким показал мастер-класс по общению с прессой, отвечая на вопросы журналистов почти три часа. Такая открытость в когорте региональных руководителей явление редкое. И за эти три часа Карашукеев дал много поводов для оценки эффективности своей работы.
Так, полтора года назад Карашукеев заявлял, что знает рецепт, как прекратить отток жителей региона – надо их обеспечить стабильной высокооплачиваемой работой. И заверил, что для выполнения этой задачи акимат прилагает все усилия. То ли рецепт неверный, то ли усилий недостаточно, но число жителей в регионе сокращается, при чем ежемесячно. Если в начале 2025 в области насчитывалось 1 222 513 человек, то на 1 июля уже - 1 220 041. Причем уезжают в основном из сельской местности, хотя развитие АПК тоже объявлялось Карашукеевым одним из приоритетов работы.
В первом квартале средняя зарплата в сфере сельского, рыбного и лесного хозяйства составляла всего 196 тысяч тенге, что сложно назвать высокооплачиваемой работой. Да и в целом уровень зарплаты в регионе ниже среднереспубликанского почти на 100 тысяч тенге. Также большие планы аким озвучивал по развитию малого и среднего бизнеса. В 2024 году количество предприятий МСП сократилось примерно на 3 тыс. При этом треть всего малого и среднего бизнеса занимается торговлей и ремонтом автомобилей и мотоциклов.
С обеспечением населения области качественной питьевой водой дела обстоят куда лучше. Может проблема решается не такими быстрыми темпами как хотелось бы, но в этом году планируется подвести воду к четырем поселкам. С жилищным строительством тоже вроде вопросов нет. Запланированные акиматом объекты, в том числе и по социальному жилью сдаются один за другим.
Правда с социальной инфраструктурой время от времени возникают проблемы. Но с долгостроями, например, Дом культуры в селе Кайрат и спортивным комплексом в селе им. Б. Мамышулы, вопрос вроде закрыли. Прежних подрядчиков за нерадивость наказали через суды, и сейчас стройки на стадии завершения. С привлечением в регион инвестиций, судя по официальной статистике, тоже все хорошо. В январе – июле инвестиции в основной капитал, в основном за счет крупных предприятий горнодобывающего сектора, составили 345 млрд тенге, что на 32% больше, чем в прошлом году. Что касается уровня жизни населения, то ситуация мало чем отличается от других регионов. В годовом выражении реальные доходы выросли на 2%, а цены примерно на 8%.
В местном информационном поле Карашукеев подпортил свой имидж практически сразу. Буквально через месяц после его прихода в область, СМИ распространили предположение из соцсетей, что именно по его указанию с его личной страницы удаляются неудобные вопросы. Позже акимат прокомментировал ситуацию, заявив, что новый аким открыт для критики, но в опровержение пользователи сети не особо поверили. Часто местное сообщество активистов критикует его комментарии на вопросы о выполнении обещаний. В частности, о решении проблем с засухой и водоснабжением в регионе. Карашукеев отвечал, что проблемы носят системный характер и их решение требует времени и усилий. Это соответствует действительности, проблема давняя и пока никому из прежних акимов даже не удавалось приблизиться к ее решению, но ответы Карашукеева воспринимаются негативно, народ требует конкретики.
Помимо критики в соцсетях немало и позитивных отзывов о его работе. В основном приветствуется его реакция на жалобы из соцсетей, которые нередко заканчиваются публичной критикой со стороны Карашукеева в адрес своих подчиненных. Аким требует не отчетов, а реальных результатов. И судя по комментариям пользователей точечные проблемы в регионе решаются. Особенно это касается строительства и ремонта школ.
Тем не менее в Жамбылской области остается пул основных проблем, которые еще предстоит решить. С темпами обеспечения населения питьевой водой станет ясно ближе к концу года, когда акимат отчитается сколько проектов удалось закончить. Кроме того, остаются экологические вопросы. В регионе наблюдается повышенное содержание вредных веществ в воздухе, в основном из-за выбросов промышленных предприятий, особенно химической и горнодобывающей отраслей. Остается проблемой утилизации и захоронения бытовых и промышленных отходов.
Имеющиеся полигоны и свалки занимают большие площади, а объемы отходов постоянно растут. Недостаточно развита система переработки мусора. Немало проблем с инфраструктурой, в связи с изношенностью тепловых сетей, дорог и других коммуникаций. Вопросы доступа к здравоохранению и образованию, тоже остаются в числе актуальных. В целом, руководство области признает эти проблемы и, согласно официальным отчетам, работает над их решением, привлекая инвестиции, развивая инфраструктуру и внедряя новые технологии. Однако, темпы и эффективность этой работы продолжают вызывать вопросы.