×
543.24
619.89
6.78
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
543.24
619.89
6.78

Как рост цен на топливо в Казахстане обрадовал нефтетрейдеров Кыргызстана

Сегодня, 09:35
Как рост цен на топливо в Казахстане обрадовал нефтетрейдеров Кыргызстана
Коллаж Ulysmedia

Неизбежный рост цен на ГСМ, который накануне озвучили в правительстве Казахстана, обрадовал нефтетрейдеров Кыргызстана. Ulysmedia.kz разбирался, почему подорожание горючего обнадежило соседнюю страну.

ГДЕ ДЕШЕВЛЕ

Долгое время низкая стоимость ГСМ в Казахстане была главной и, по сути, единственной причиной контрабанды топлива в соседний Кыргызстан. К примеру, литр самого популярного бензина марки АИ-92 в Казахстане сейчас стоит 215 тенге, в пересчете на кыргызскую валюту - почти 35 сомов. В то время, когда литр такого же бензина продается внутри соседней страны в среднем по 63 сома, то есть разница в стоимости практически в два раза. Если говорить про солярку, то здесь картина попроще. Литр дизельного топлива в Казахстане стоит в среднем 300 тенге или 49 сомов. В Кыргызстане цена того же литра уже 75 сомов. Разница хоть и чувствительная, но не столь ощутимая. Именно поэтому контрабандисты акцентировали своё внимание на бензине, там, где маржа побольше.

ПРИМИТИВНО, НО ПРИБЫЛЬНО

Способов незаконного вывоза топлива из Казахстана множество. Самый примитивный, это заправка баков внедорожников, как говорится, под завязку. Приехал, залил топливо, вернулся обратно. Таким образом за день только один гражданин Кыргызстана может пересечь границу до десяти раз и перевезти до одной тонны горючего. По закону такое перемещение не запрещено, как, собственно, и заправка на казахстанских АЗС. Чтобы снизить бесконтрольный вывоз топлива, цены на заправках стали дифференцировать – для граждан Казахстана одна, для не граждан другая, более высокая.

Однако ушлые контрабандисты находят массу способов, как обойти это ограничение, как минимум договариваются с заправщиками. Такая же история, но уже больше похожая на организованный слив, это пассажирские автобусы, топливные баки которых внезапно стали больше в два раза. Такая схема была выявлена в минувшем году в Таласской области Кыргызстана, которая граничит с Жамбылской областью Казахстана. Только за один рейс автобусы могли вывезти до 4,5 тонн топлива.

Ну и самый, наверное, сложный, но в то же время самый прибыльный канал транспортировки топлива, это трубопровод. Если удаётся его построить, то там бензин, как говорится, льётся рекой. Но объективности ради нужно отметить, что это дорогостоящий и крайне редкий способ контрабанды.

СОЛИДНЫЙ УЩЕРБ

Повлиять на главный фактор контрабанды – разницу в цене – нефтетрейдеры Кыргызстана никак не могли. В Казахстане ГСМ это социально значимый товар. Всем известно, что НПЗ дотируются государством, отсюда и низкая цена на топливо. Всё, что было в силах компаний по продаже горюче-смазочных материалов, это обращения к правительству. Мол мы несём убытки, а бюджет недополучает из-за этого налоги. Однако многочисленные рейды силовиков и фискалов проблему контрабанды не решали. К слову, как заявляли налоговики, в виду того мы в ЕАЭС - вывоз топлива из Казахстана скорее подпадает под определение неучтённый товар. Как бы там ни было ущерб был солидным.

По некоторым данным теневой оборот этого рынка в пиковый период достигал 25% от всей потребности Кыргызстана в ГСМ, то есть порядка 250-300 тысяч тонн. Таким образом казна теряла до нескольких миллиардов сомов.

УБРАТЬ СМЫСЛ КОНТРАБАНДЫ

Поэтому не удивительно, что в соседней республике с оптимизмом встретили новость о том, что цены на топливо в Казахстане постепенно выравниваются с местными, говорит президент ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов.

  - Этот вопрос у них и не сегодня возник. Они вообще с прошлого года в Казахстане взяли такую программу, что будут планомерно и постепенно, без резких скачков цены будут поднимать - вплоть до того, пока не выровняют с соседними странами, то есть с Кыргызстаном и Узбекистаном. Получается, они для своего населения горючие смазочные материалы реализуют ниже себестоимости за счет того, что датируют отрасль. И выравнивание розничных цен с нашими и с Узбекистаном должно привести к тому, что уже не будет смысла контрабандой возить горючие смазочные материалы соседней страны.

PS

Рост цен на бензин - новость не из ряда приятных, но скорее всего казахстанское правительство поможет Кыргызстану решить проблему незаконного ввоза в ГСМ

Автор: Бакыт Мухтаралы

Новости партнеров