×
518.37
609.97
6.6
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.37
609.97
6.6

Когда обещания дешевеют, а продукты дорожают: почему казахстанцы и правительство считают по-разному

Сегодня, 09:25
Когда обещания дешевеют, а продукты дорожают: почему казахстанцы и правительство считают по-разному
Коллаж Ulysmedia

На казахстанцев рухнула очередная страшилка. Мол, с начала июля некоторые продукты питания станут в разы дороже. А все потому, что правительство подняло минимальный уровень цен. И цифры реально страшные - мука подорожает на 44,6%, а подсолнечное масло сразу на 61,2%. В Минторговли попытались смягчить поднимающуюся волну критики – минимальные цены не для магазинов, а для налогов, поскольку некоторые импортеры слишком сильно занижают стоимость ввозимого товара и бюджет теряет деньги. И заверили -  повышение население не коснется. Только казахстанцы не очень-то поверили, и тому достаточно причин. Ulysmedia.kz разбирался, почему страна не доверяет внутренней экономической политике правительства.

ПЛОХАЯ ПРИМЕТА

В Казахстане давно сложилась народная примета, если в кабинете министров раздали «конкретные поручения» по сдерживанию цен – самое время затягивать пояса и решать на чем бы еще сэкономить.  Не верит Казахстан своему правительству, слишком часто звучат различные обещания, которые заканчиваются… другими обещаниями и заверениями, что «правительство предпринимает все необходимые меры». И вроде бы меры действительно принимаются – на еженедельной основе проводятся ярмарки, акиматы рапортуют о мониторинге цен, с крупными торговыми сетями заключают соглашения и даже мелькают сообщения, что владельцев магазинов наказывают за чрезмерно завышенную маржу. Только казахстанцы ориентируются не на отчеты правительства, а на личный кошелек – набор продуктов тот же, а денег тратиться все больше и больше.

Официальная статистика точнее, то как она преподносится, доверия не прибавляет. В правительстве озвучивают данные Нацбанка, что «темпы инфляции замедлились», то есть они поднялись на пару десятых процента меньше, чем в прошлом месяце. Но это в среднем, поскольку считают сотни товаров и услуг, большинством из которых казахстанцы если и пользуются, то точно не каждый месяц. Лучше всего о доверии населения к мерам правительства и статистике говорит недавно опубликованный Нацбанком опрос населения.

При чем почти 70% респондентов ссылались на личный опыт закупок в магазинах.

* По мнению 79,1% опрошенных, в мае 2025 года сильнее всего выросли цены на продукты.

* При этом 52% считают, что за последние 12 месяцев цены на все росли быстрее чем раньше.

* Почти 72% ожидают, что цены будут расти и дальше из-за продуктов питания.

Ну и наконец жирный вопросительный знак в эффективности мер правительства ставит факт, что почти 65% опрошенных не имеют сбережений. А 73% из тех, кто имеет, не смогли отложить хоть какую-то сумму в апреле.

ПРИПИСКИ И ФИКЦИЯ

Уже далеко не первый год эксперты от экономики говорят, что главная проблема — это недостоверные данные, на которые опирается правительство. И для решения этой проблемы достаточно признать сам факт массовости приписок и отказаться от приукрашивания действительности. Правда это чревато невыполнением поручений президента, поскольку в реальности дела могут обстоять куда хуже, чем на бумаге. Достаточно вспомнить пилотную сельскохозяйственную перепись 2024 года, когда вдруг выяснилось, что более 2 млн голов скота, на которых выделялись субсидии, не существует в природе. Со стабилизационными фондами, которые в свое время создавались как раз для регулирования цен на продукты в межсезонье ситуация не лучше.

Весной 2025 года ревизия министерства сельского хозяйства выявила шокирующие факты. Вот несколько примеров по картофелю:

* Мангистауская область: заявлено, что заготовлено 2 532 тонны — подтверждено лишь 25 тонн.

* Восточно-Казахстанская область (ВКО): 1 662 тонны — подтверждено 35 тонн.

* Абайская область: 2 272 тонны заявлено — подтверждено 183 тонны.

Вот что по этому поводу пишет эксперт Национального Бюро Экономических Исследований, Баян Абдрахманова:

  - Во многих случаях расхождение между отчетами и реальностью достигает 8–10 раз. Это прямо указывает на системное занижение запасов, фиктивные закупки, приписки и полное отсутствие контроля. Закупки не имели единой логистики, не отслеживались в реальном времени и не были привязаны к фактическим потребностям регионов. В результате, в момент ценового шока, интервенции стали невозможными. Система оказалась парализованной, а стабфонды вместо буфера превратились в фикцию.

И с экспертом сложно не согласится, особенно насчет фикции. Достаточно вспомнить громкие уголовные дела о хищениях из региональных стабфондов. Причем они всплывают периодически – 2013, 2014, 2018, 2021 годы. А скандалы с гнилыми овощами возникают вообще чуть ли не ежегодно.

Доверия к правительству не прибавляет и оценка своей работы суммой «освоенных средств», а не результатом бюджетных трат. Например, крупные торговые сети во всю пользуются поддержкой государства, им выделялись миллиарды для «стабилизации цен на социально значимые продукты». Но в небольших «магазинах у дома», стоимость социальных продуктов зачастую ниже, хотя им денег на сдерживание цен никто не дает.

СТАТИСТИКА - НАУКА, РЕАЛЬНОСТЬ - ЖИЗНЬ

В конце июня на совещании у заместителя премьера Серика Жумангарина, посвященном инфляции, вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова доложила:

  - За прошедшую неделю средний индекс роста цен на социальные продукты питания составил 0,2%, с начала года – 7,5%. На картофель и капусту цены продолжают снижаться: -0,6% и -0,8% соответственно. Вместе с тем сохраняются темпы роста на морковь, лук, мясо кур и говядину.

И особо было подчеркнуто, что благодаря богатому урожаю, значительно снизился импорт овощей. А для сдерживания цен проводятся ярмарки и заключаются меморандумы с производителями. Однако, если мы посмотрим рост цен на продукты за год, то видно, что меморандумы и ярмарки не особо помогают.

Так, по данным Бюро национальной статистики в среднем по стране:

хлеб из пшеничной муки высшего сорта – в мае 2024 года один килограмм (Бюро считает только в кг) стоил 383 тенге / в мае 2025 - 426 тенге;

мука пшеничная первого сорта - 399 / 412 тенге;

соль – 66 / 80 тенге;  

яйца первой категории (десяток) - 505 / 517 тенге;

молоко 2,5% (литр) – 397 / 417 тенге;

сметана – 1 970 / 2 103 тенге;

сыр – 5 055 / 5 538 тенге;

масло сливочное - 4 095 / 4 560 тенге;

говядина с костями – 2 676 / 3 095 тенге;

баранина с костями – 2 816 / 3 189 тенге;

картофель – 167 / 276 тенге;

лук – 116 / 204 тенге;

морковь – 195 / 219 тенге;

огурцы – 661 / 647 тенге;

помидоры – 912 / 988 тенге.

Напомним, это официальная статистика. Но в магазинах и на рынках казахстанцы видят другие цены -так откуда взяться доверию? Впрочем, правительство сохраняет лицо в любом случае. В кулуарах правительства Серик Жумангарин сказал, что ничего страшного в росте продовольственной инфляции нет. Потому что у государства достаточно крепкий социальный бюджет и малоимущие без помощи не останутся. Правда вице-премьер не объяснил, что делать тем, кто еще не попал в эту категорию населения, но стремительно в нее скатывается.

Новости партнеров