×
518.5
601.62
6.61
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.5
601.62
6.61

Степь бескрайняя, а скот пасти негде: почему Минсельхоз Казахстана не может навести порядок с пастбищами

Сегодня, 07:54
Степь бескрайняя, а скот пасти негде: почему Минсельхоз Казахстана не может навести порядок с пастбищами
Ulysmedia.kz

Слабое животноводство в центральноазиатской стране, имеющей обширные территории при сравнительно небольшом количестве населения, это не нонсенс, а казахстанские реалии. Девять лет назад Минсельхоз заявил, что одна из основных причин, которая мешает развитию мясного производства - это дефицит пастбищ. Бесконтрольная продажа земли привела к тому, что сельчанам оказалось негде пасти скот. Правительство подсуетилось и приняло специальный закон. Однако с того времени ситуация особо не изменилась. Ulysmedia.kz выяснял, что мешает профильному ведомству справится с проблемой.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ КРИЗИС

На проблемы с выпасом скота в правительстве обратили внимание еще в 2016 году. Именно тогда Минсельхоз начал разрабатывать закон «О пастбищах». Ведомством тогда руководил Аскар Мырзахметов, правда на должности он продержался всего полтора года, до декабря 2017, но закон успели принять при нем. Параллельно с сельским хозяйством Мырзахметов возглавлял правительственную комиссию по земельным реформам и нормы закона напрямую были связаны с его второй должностью. К тому времени в Казахстане сложилась ситуация, что земли вокруг сел оказались в частной собственности, в том числе пастбищные, где сельчане пасли скот еще в прошлом веке.  Собственники запретили выпас и потребовали «арендную плату». Более того, какие-то участки просто пустовали, а где-то их стали застраивать. В Минсельхозе говорили, что это все последствия деятельности прежних правительств, и новый закон проблему решит.

   - Закон позволит создать благоприятные условия для занятия животноводством в стране. Это, в свою очередь, должно обеспечить население качественной и доступной по цене животноводческой продукцией, повысит экспортный потенциал страны, а также будет способствовать увеличению личных подсобных хозяйств и поголовья скота в целом, заявляли в ведомстве. 

За девять лет сменилось четыре министра сельского хозяйства, а сам закон поменяли восемь раз, причем четыре раза за последние два года. И каждый раз, в Минсельхозе говорили об эффективном использовании пастбищ, контроле и новом толчке для развития животноводства. Но ситуация практически не менялась.

ЦИФРЫ И БЕЗДЕЙСТВИЕ

 В 2020 году ученые сообщили, что по результатам исследования из 179,9 млн гектаров пастбищ сильной деградации подверглись 48 млн га, или 26,4%.  Из них 27 млн га так называемых сбитых пастбищ, и около 21 млн га совершенно не пригодных для выпаса скота территорий вокруг населенных пунктов.  Кстати, в начале 2025 года председатель комитета по управлению земельными ресурсами Мурат Темиржанов сообщил что площадь этих сбитых пастбищ составляет… те же 27 млн га. 

В 2024 году нацкомпания «Қазақстан Ғарыш Сапары» обнародовала результаты космического мониторинга за 2023. По этим данным, 87,2% всех пастбищных земель Казахстана были в плохом и очень плохом состоянии, или вовсе не имели никакой растительности. Доля пастбищ в удовлетворительном состоянии равна всего 10,2%, в хорошем — 2,1%, в отличном — 0,5%.

В феврале 2024 в результате очередных изменений в законе появилось понятие - «Общественные пастбища», то есть сельчане, имеющие скот, теоретически получили карт-бланш на увеличение поголовья. Кроме того, изменения ужесточали требования по использованию пастбищных угодий. Летом 2024 Минсельхоз утвердил типовой план по управлению пастбищами. 

    - План принимается в целях рационального использования пастбищ, устойчивого обеспечения потребности в кормах и предотвращения процессов деградации пастбищ, - отметили в министерстве.

Но как выяснилось на заседании одного из комитетов мажилиса, посвященном этой проблеме пастбищ, от принятия законов и утверждения планов проблема сама собой не рассосется. Надо еще и работать.

Так депутат Еркебулан Мамбетов, отметил, что после принятия закона должны быть быстро подготовлены подзаконные акты, конкретные правила, по которым все будут работать. Регламентом правительства на это дается 2 месяца. Но распоряжение премьер-министра касательно февральских изменений появилось только через 3 месяца.

   - Азат Сиражиддинович (Султанов, вице-министр сельского хозяйства) по какой причине так затянули? Я считаю, что тем самым МСХ задал отрицательный темп принятия необходимых подзаконных актов. Наш комитет мониторит состояние принятия таких документов. Таким основным ключевым документом является план по управлению пастбищами. По состоянию на 24 июня 2025 года по республике в пяти областях более или менее продвигаются работы по его разработке и утверждению. А в девяти регионах или в 53%, как говорится, конь не валялся, -  заявил Еркебулан Мамбетов.

ЗАКОНЫ ЕСТЬ, РАБОТЫ НЕТ

В целом депутаты обозначили несколько огромных минусов в работе Минсельхоза.

  • Обещанная давно платформа для оцифровки земель сельскохозяйственного назначения и автоматического проведения конкурсов, не функционирует должным образом. Ранее минсельхоз заявлял, что она позволит видеть информацию о землях и поголовье скота без выездных проверок, но теперь утверждается, что платформа не работает. При этом в Минсельхозе не смогли назвать точных сроков, когда она появится. 
  • Еще один провал - это формальный подход к возврату земель в оборот. Министерство лишь "рапортует" о необходимости возврата. Поручения спускаются в регионы, и на этом вся работа заканчивается - ни контроля, ни стимулирования акиматов. И работа по «возврату», именно таким образом продолжается уже третий год без особых результатов. 
  • Только в одном регионе нашли деньги и проводят запланированные Минсельхозом работы по борьбе с деградацией пастбищ. Это тоже к вопросу о взаимодействии министерства с акиматами. 
  • В законе прописана возможность субсидий для фермеров за улучшение состояния угодий. Но министерство до сих пор не подготовило конкретных предложений по механизму субсидирования. 

   - Мы просто собираемся, говорим и на словах все остается. Пожалуйста, начинайте уже работать. Уже год прошёл, как мы приняли изменения. Но у нас очень много жалоб именно со стороны местных граждан. И здесь основной вопрос – со стороны МСХ не организована систематическая работа. Вы же должны были работать по пунктам. Если какой-либо приоритетный вопрос, начинаем с него, идём к акиматам, там решаем вопрос, например, по улучшению почвенного покрова земель. У вас есть квалификационные требования? У вас есть классификатор? Вы указываете что это запланировано на 2026 год. Все в планах, - резюмировал депутат Нуржан Ашимбетов.

Здесь интересен факт, что в 2019 году депутат мажилиса того созыва Жексенбай Дуйсебаев, написал большую статью на тему – как работает закон о пастбищах.

В конце статьи он констатировал:

   - Тем не менее реализация норм закона уполномоченным органом в лице министерства сельского хозяйства, местными исполнительными органами (сельские, районные акиматы) до сих пор носит формальный характер… Это связано с поверхностным отношением уполномоченного органа и местных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию закона.

То есть получается, что за последние шесть лет и в подходах министерства сельского хозяйства мало что изменилось. Возможно поэтому законы в аграрном секторе и не работают так, как задумывалось. А мы продолжаем ждать, когда у нас появится мясное изобилие. 

Новости партнеров