×
511.59
575.28
6.33
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
511.59
575.28
6.33

Первым делом самолеты: гарантирует ли министр Жаксылыков Казахстану мирное небо

Сегодня, 11:14
Первым делом самолеты: гарантирует ли министр Жаксылыков Казахстану мирное небо
Ulysmedia.kz

Военная мощь казахстанской армии - тайна, которую знать простым казахстанцам не положено. О том, как и чем защищается национальная безопасность страны мы можем судить по выступлениям на редких парадах и официальным сообщениям ведомства о сотрудничестве, с тем или иным отечественным, но чаще импортным, производителем. Время от времени в отрасли случаются скандалы. Так, в начале мая украинские СМИ сообщили о том, что более 30 лет назад из казахстанских ангаров были украдены истребители. Была ли эта кража в реальности? И какая техника охраняет мирное небо Казахстана с тех пор и до наших дней? Об этом редакция Ulysmedia.kz спросила у министра обороны Руслана Жаксылыкова. Попытались мы выведать также планы развития военной авиации. Вот что из этого вышло.

 

ОТДАЛИ НЕНУЖНОЕ

Новость о том, что когда-то в 1992 году Россия украла у Казахстана военные самолеты, появилась в украинских СМИ в начале мая 2025 года. Россияне ее тут же опровергли, но без особых пояснений - были ли самолеты? Как и на каком основании они переместились из казахстанских ангаров в российские, и были ли еще когда-нибудь такие инциденты.

В итоге казахстанское министерство обороны все же согласилось рассказать Ulysmedia.kz подробности той давней истории.

   - На вооружении Казахстана находились стратегические бомбардировщиков Ту-95МС. Самолет предназначен для доставки ракет большой дальности, является одним из компонентов ядерной триады. В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия и стратегических средств его доставки, большая часть бомбардировщиков была утилизирована на территории Казахстана под наблюдением международных наблюдателей. Остальная часть самолетов была передана Российской Федерации взамен на другую авиационную технику, - рассказал в официальном ответе на наш запрос заместитель министра обороны Шайх-Хасан Жазыкбаев.

Что за самолеты были переданы Россией Казахстану вместо ненужных Ту-95МС в минобороны нам не сказали, но заверили, что распространителей фейковой информации о пропаже казахстанской военной техники будут преследовать по закону.

Как уверяет Шайх-Хасан Жазыкбаев, за всю историю казахстанской армии не было ни одного случая пропажи военной техники. При этом в Уголовном Кодексе РК есть целая статья 461 “Утрата военного имущества”. Для чего она существует, если ни одного факта утраты военной техники, которая однозначно является имуществом, за все годы независимости не случалось?

Впрочем, максимальный срок по ней - 2 года, а техника военная в Казахстане пропадала еще до поступления на вооружение. И Ulysmedia.kz об этом писал ранее. 

КРЫЛЬЯ КАЗАХСТАНСКОЙ АРМИИ

Что сейчас на вооружении казахстанских воздушных сил, много ли среди военных самолетов, вертолетов, истребителей и беспилотников российских или даже советских экземпляров - в Минобороны нам не сказали - это государственная тайна.

Но, судя по последним новостям, “крылья” армии мечтают чаще бывать в небе.

Во всяком случае, Минобороны не против, чтобы их самолеты использовались в грузопреревозках. В начале мая ведомство предложило депутатам до марта 2026 года внести поправки в авиационное законодательство, которые позволили бы военным судам осуществлять коммерческие грузоперевозки. Как уверены в Минобороны, это позволит заработать денег на собственные расходы и даже удешевит некоторые продукты в Казахстане.

Но есть один нюанс: бизнесмену, который хочет отправить груз по воздуху, очень важно увидеть документы на воздушное судно - понять в каком оно техническом состоянии? Как это будет согласовываться с нормами о военной тайне? Или это только журналистам знать о положении дел в казахстанской военной авиации не положено?

Впрочем, общее представление о положении дел в этой сфере сформировать можно по официальным сообщениям.

И главный вывод, который делают различные эксперты - закуп военной техники в целом и авиации в частности крайне опосредованно связан с реальными интересами армии. Казахстан закупает вооружение у стратегических партнеров, к примеру, беспилотники ANKA у Турции, или сверхтяжелые и сверхдорогие Airbus в Евросоюзе. Ну или истребители в России.

При большом желании можно составить вполне понятную опись того, что есть на казахстанском вооружении. Так что, складывается впечатление, что тайна нужна лишь для того, чтобы скрыть фактическую стоимость приобретенной военной техники. Потому как именно цена всякий раз вызывала вопросы тех, кто ее узнавал. Так, упомянутые Airbus С-295МW, как писали еще в 2021 году военные эксперты, Казахстан покупает в несколько раз дороже, чем другие страны. Да и к закупу турецкой техники, правда, наземной, были вполне логичные вопросы, так как аналогичные БТР производит и отечественный производитель.

БУДУЩЕЕ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Но самое главное ведь даже не цена и не страна закупа военной техники, а то, насколько эффективно она сможет обеспечить оборону страны.

Как отмечают многие мировые эксперты, любая пилотируемая техника, как воздушная, так и наземная и даже водная - вчерашний день. А в войне будущего ключевая роль будет отведена беспилотным аппаратам.

И в Казахстане сейчас появилось уже несколько компаний, которые занимаются научно-практическими разработками в этой сфере.

Но, как считает основатель казахстанского стартапа по производству боевых дронов Taharqa Technologies Таир Балбаев, пока Казахстан тратит ресурсы на развитие этого направления крайне неэффективно.

   - Беспилотники сейчас стали основным оружием современной войны, мы это ясно увидели в ходе российско-украинской войны. Но также мы увидели и разный подход к этой отрасли. У украинцев долгое время была проблема - они не пускали на рынок ОПК отечественных производителей, кроме тех, кто уже стал мастодонтами. Из-за этого у них возникли большие сложности и потери в начале войны. После они начали упрощать процедуры для мелких производителей, для стартапов и так далее. Но при этом, если говорить объективно, потеряно многое. И сейчас, из-за масштабного допуска к рынку мелких производств, формируется еще одна проблема: кустарное производство беспилотников. Они подходят для ведения партизанской войны, но для регулярной армии их применять сложно, так как нет унификации управления и эксплуатации. У России к процессу изначально был более комплексный подход. Существовали надежные предприятия с собственными многолетними наработками и фундаментальными знаниями, но они работали крайне медленно. Россия разрешила заходить на этот рынок стартапам и инноваторам, которые заметно ускорили процесс перевооружения, - объясняет он.

И Казахстан сейчас, даже прекрасно понимая ситуацию, а также имея время для раздумий, уверяет Таир Балбаев, идет по пути Украины, а не России. Получить лицензию оборонно-промышленного комплекса в Казахстане крайне сложно, зайти в пул поставщиков продукции для армии без нее нельзя, а закрепиться в нем - тем более.

   - Минобороны пытается дать старт новым разработкам, но пока они просто хватаются за все, что есть. Вот, к примеру, предложили им проект беспилотников, которые летают и управляются через мобильную связь, они взяли. Заплатили за это 600 млн тенге. А зачем? Какая практическая польза? Какая польза от того, что наши военные постоянно участвуют в соревнованиях по управлению дронами? Это не то, к чему надо стремиться, потому что это вчерашний день, - говорит он.

Как считает Балбаев, сейчас задача военных создать отечественным производителям беспилотников условия для развития.

   - Мы в свое время предлагали главе академии военных наук дать нам возможность смотреть зарубежные разработки. То есть брать их образцы, разбирать и изучать “внутрянку” - какие там системы наведения, какие микросхемы и чипы они используют и так далее. Нужны также полигоны для испытаний, самое главное - возможность общения со стейкхолдерами - представителями различных войск, которые будут озвучивать свои потребности, чтобы мы работали под их заказ. Когда все это есть, нам проще работать и предлагать современные решения, - объясняет Балбаев.

Сейчас по такому сценарию, по его словам, уже начала работать Погранслужба КНБ, но подразделения Минобороны пока медлят. Как надеется стартапер, военные просто “долго запрягают”, тем более что поторопиться их призывают не только бизнесмены.

Не так давно с депутатским запросом к премьер-министру о нехватке финансирования и отсутствии четких требований к производителям военной техники, а также неподходящих для ее испытания полигонах, обратился сенатор Геннадий Шиповских.

В официальном ответе депутату Олжас Бектенов пообещал решить системные проблемы ОПК в 2026 году.

 

Новости партнеров